Национальный туристический рейтинг-2018

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» провели четвертое ежегодное исследование, посвященное развитию внутреннего и въездного туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

2018 год стал для российской туристической отрасли поворотным. Яркий, успешный и неповторимый Чемпионат мира по футболу, прошедший этим летом, вновь дал почувствовать россиянам гордость за страну и предоставил отличную возможность продемонстрировать иностранным гостям исконно-русское гостеприимство, современную, благоустроенную и доброжелательную Россию. Восторженные отзывы зарубежных гостей стали главным маркетинговым достижением оргкомитета. Лучшей рекламы страны трудно себе представить. Цифры доходов также впечатляют. Только в Москве болельщики потратили почти 100 млрд. рублей. Не случайно глава ФИФА Джанни Инфантино назвал этот чемпионат лучшим в истории.

Национальный туристический рейтинг-2018

Но вот, большое спортивное мероприятие прошло, а что же дальше? Отрасль давно ждала перемен, и они наступили.

Реклама на веке

14 сентября Владимир Путин своим указом передал Федеральное агентство по туризму в ведение Министерства экономического развития РФ. До этого момента за развитие туристической отрасли отвечало Министерство культуры РФ. В начале ноября куратором отрасли стал 34-летний замминистра экономического развития Сергей Галкин, до прихода в ведомство работавший аналитиком в ВТБ-Капитал. Также при министерстве была создана

рабочая группа по выработке стратегии развития внутреннего и въездного туризма до 2035 года. Планируется увеличение экспорта туристических услуг в два раза к 2024 году (до $15,5 млрд.), в том числе за счет облегчения визового режима для иностранных туристов.

Одним из первых предложений Сергея Галкина стал перенос сроков введения административной ответственности за работу гостиниц без свидетельства о классификации, о чем он заявил 13 декабря на заседании Экспертного совета по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике. Так, для гостиниц, у которых более 50 номеров, Минэкономразвития предлагается установить сроки для прохождения обязательной классификации до 1 июля 2020 года. Безусловно, это стало хорошей новостью для представителей гостиничного бизнеса. Региональные же власти восприняли эту идею прохладно, приведя в пример ЧМ-2018, когда практически все коллективные средства размещения в городах-организаторах были в сжатые сроки классифицированы. Также необходимо решать вопрос качества оценки отелей и ответственности «оценщиков», о чем неоднократно заявлялось экспертами. По мнению Сергея Галкина, необходимо серьезно дорабатывать положение о классификации гостиниц и не создавать дополнительные трудности малому и среднему бизнесу, в том числе при введении обязательных профстандартов для персонала.

Примечательно, что туризм, как и раньше, продолжает курировать вице-премьер Ольга Голодец, в зону ответственности которой входит еще культура и спорт. Именно при ней был назначен действующий глава Ростуризма Олег Сафонов. 17 декабря на заседании Координационного совета по развитию детского туризма она и поручила Сергею Галкину в течение 6 рабочих дней сформировать окончательный состав нового Совета по туризму при Правительстве РФ.

В 2018 году завершается Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», за реализацию которой отвечает Ростуризм. Ее выполнение неоднократно критиковали в Счетной палате РФ. Так, например, в сентябре аудитор Счетной палаты Михаил Мень во время своего выступления на заседании Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи сообщил, что «из-за ненадлежащего контроля со стороны Ростуризма за реализацией бюджетных инвестиций в объекты обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристических кластеров из 30 объектов введено в эксплуатацию только 22. Из 108 объектов туристской инфраструктуры, запланированных к созданию за счет средств частных инвесторов, не создано 52 объекта». По результатам проверки, бюджетная отчетность Ростуризма за 2017 год была признана недостоверной.

В мае Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым утверждена новая концепция ФЦП на 2019-2025 годы с прогнозным объемом финансирования за счет средств федерального бюджета в размере около 70 млрд. рублей. При этом на каждый рубль бюджетных средств необходимо привлечь не менее 2,2 рубля внебюджетных инвестиций. Как указано в концепции, конечным результатом программы будет являться рост совокупного туристского потока по России до уровня 93 млн. человек (рост в 28%), что позволит достичь запланированного увеличения вклада туризма в валовой внутренний продукт РФ более чем на 70% к концу 2025 года. Вот только кто и как займется реализацией столь амбициозной задачи, пока не ясно. Эксперты сходятся во мнении, что отрасль ждут дальнейшие административные, организационные и кадровые изменения.

По аналогии с федеральным правительством в регионах, где туризм относился к социальной сфере, началась его передача из культуры в ведение экономических блоков. В некоторых субъектах, например, в Москве и Московской области, появились отдельные комитеты по туризму. Смена глав в части регионов также привела к изменениям и в работе их туристических ведомств.

Несмотря на то, что в целом динамика положительная, среди наиболее распространенных проблем, мешающих туристической отрасли бурно развиваться, представители регионального бизнеса по-прежнему называют отсутствие стратегии развития, четкого и долгосрочного планирования, дорогостоящие билеты на поезда и самолеты, нехватку качественных недорогих гостиниц, недостаток информации и коммуникации между властью и бизнесом.

С целью пополнить скудные бюджеты муниципалитетов несколько регионов начали в этом году проводить эксперимент по внедрению курортного сбора.

В Алтайском и Ставропольском краях эксперимент начался в мае. На Алтае он затронул курорт Белокуриху (сбор составляет 30 рублей в день), на Ставрополье — города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск (50 рублей в день).

На Кубани эксперимент стартовал 16 июля, как только завершился чемпионат мира по футболу, и распространился на восемь территорий: Сочи, Анапу, Геленджик, Горячий Ключ и четыре поселения Туапсинского района (Новомихайловское, Джубгское, Небугское и Шепсинское). Отдыхающий на этих курортах платит в день 10 рублей. Власти Крыма перенесли введение курортного сбора на май 2019 года.

Предварительные итоги эксперимента радуют местные власти. За 6 месяцев в Ставропольском крае был собран 141 млн. рублей, что превысило прогнозные значения. За 2,5 месяца в бюджет Краснодарского края поступило свыше 82 млн. рублей сбора, что также значительно превысило план на год. Общая сумма курортного сбора с мая по октябрь в Алтайском крае составила 13,1 млн рублей. Власти обещают, что средства, которые отдыхающие платят за пользование курортной инфраструктурой, пойдут на развитие курортов.

Еще одним знаковым событием уходящего года, причем не только для туризма, но и для всей страны, безусловно, стало открытие Крымского моста. Владимир Путин, проехавший по новой автомагистрали за рулем «КамАЗа», еще раз показал всему миру, что нам по плечу любые амбициозные и непростые задачи. Решение проблемы транспортной доступности полуострова, состоявшееся в апреле открытие нового суперсовременного терминала аэропорта «Симферополь» позволят Крыму в ближайшие годы стать одним из самых комфортных мест отдыха.

Несмотря на рост курса иностранных валют, спрос у россиян на заграничный отдых не снижается. При этом год ознаменовался чередой банкротств крупных туроператоров, специализирующихся в основном на выездном туризме.

Так, 3 июля закрылся крупный и один из старейших туроператоров России, работавший с 1991 года — DSBW Tours. Уже на следующий день, 4 июля, крупнейший туроператор с 26-летней историей «Натали Турс» аннулировал все подтвержденные туры, а позже заявил о полном прекращении деятельности. Сотрудниками УВД было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Ущерб клиентов туроператора «Натали Турс», по предварительной оценке, составляет 1,18 млрд рублей, число пострадавших — почти 31 тысяча человек. Страховых обязательств компании хватит, в лучшем случае, чтобы погасить 13% расходов ее клиентов.

В список прекративших свою деятельность этим летом туроператоров также вошли: «Радуга Трэвел Центр», «Полар Тур», «Премиум Тревэл Групп», питерские компании «Матрешка Тур» и «Аврора БГ». В сентябре сообщил о прекращении свой деятельности туроператор «ДАНКО». А в октябре – екатеринбургская компания «Росс Тур», имеющая сеть из 422 агентств по всей стране.

Под конец года со скандалом закрылся туроператор «Жемчужная река». Из-за финансовых проблем компании не смогли вылететь с китайского острова Хайнань от 1,5 до 2,5 тысяч туристов из России. Авиакомпания «ИрАэро» приостановила чартерные вылеты, так как «Жемчужная река» задолжала ей $2,3 млн. Туристов из Китая вывозили силами ассоциации «Турпомощь». В отношении туроператора также было возбуждено уголовное дело.

После череды громких банкротств и в связи с отсутствием серьезных финансовых гарантий туристам вновь заговорили о бесконтрольности работы туроператоров со стороны Ростуризма и необходимости ужесточения правил включения в реестр туроператоров новых организаций.

Запланированное Ростуризмом на 1 января 2018 года внедрение «электронной путевки», которое должно было сделать рынок прозрачным и защитить добросовестных покупателей, провалилось. На ее разработку было потрачено порядка полумиллиарда бюджетных рублей, но она до сих пор работает в тестовом режиме. Компания-разработчик «Астерос» обанкротилась, а на сайте Ростуризма написано, что «проверка электронной путевки будет доступна в ближайшее время, следите за обновлениями на сайте».

Не сидели без дела и наши законодатели. Положительно было воспринято рынком нововведение, согласно которому работодатель может списать в расходы по налогу на прибыль сумму, которую он потратит на приобретение туристических путевок своим сотрудникам или членам из семей. Норма, внесенная в Налоговый кодекс, начинает действовать уже с 1 января будущего года. По мнению экспертов, это может стимулировать рынок внутреннего туризма, ведь учитываться будут только поездки по России. Кстати, максимальная сумма расходов, принимаемых к вычету по новым правилам, — 50 тысяч рублей на одного работника или его родственника в течение года.

Еще одним новшеством для отрасли стал пилотный проект, разработанный Министерством культуры РФ, по предоставлению субсидий из федерального бюджета на поддержку туроператоров, обеспечивающих турпоток на приоритетных маршрутах по России. В перечень маршрутов были включены территории республик Карелия, Алтай и Бурятия, Приморского, Камчатского, Краснодарского и Алтайского краев, Архангельской, Вологодской, Иркутской, Сахалинской и Тюменской областей.

Размер субсидии варьируется от 1,5 до 5 тысяч рублей и определяется исходя из дальности маршрута и количества туристов, которым оказаны услуги туроператором. На эти цели было выделено 320 млн. рублей. Поскольку постановление Правительства РФ было принято только 8 августа, то не все туроператоры успели получить до конца года желанную субсидию и надеются, что эта практика будет продолжена и в 2019-м году.

Арсен АРИСТАКЕСЯН

генеральный директор ЦИК «Рейтинг», руководитель проекта «Национальный рейтинг»

В ноябре этого года с нашими коллегами из журнала «Отдых в России» мы выпустили очередной, уже второй по счету, рейтинг туристических брендов. В него вошли 63 региональных бренда в двух десятках номинаций. Мы получили большой положительный отклик от компаний и регионов, бренды которых стали победителями. Выявлять наиболее известные, успешные, уникальные услуги и продукты на туристическом рынке – такую задачу мы себе ставим и в следующем году.

Российская туристическая отрасль, несмотря ни на какие глобальные вызовы, демонстрирует положительную динамику. В 2018 году драйвером роста стал Чемпионат мира по футболу – об этом говорят все наши эксперты. Как использовать этот задел, поймать информационную волну и принять в следующем году не меньшее количество иностранных туристов – задача для нового руководства отраслью из министерства экономического развития. Справятся ли молодые управленцы – покажет время. Ясно одно, что переподчинение туризма экономическому блоку – процесс долгожданный, и, по всей видимости, безвозвратный. Считать деньги мы вроде бы научились, пора начать их зарабатывать.

В этом году мы продолжили совершенствовать методологию нашего исследования, добавили новые критерии и статистические данные. Что же стоит за сухими цифрами рейтинга, по-прежнему рассказывают уважаемые эксперты. Предлагаем и вам сверить свои ощущения и оценки с теми выводами, к которым мы пришли.

Антон СЕМЕНОВ

генеральный директор журнала «Отдых в России», член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи

В мае этого года журналу «Отдых в России» исполнилось 15 лет. Нам было очень приятно получить поздравления от министров, губернаторов, сенаторов, руководителей крупнейших туроператорских компаний, коллег из самых разных регионов. Это были поздравления от наших друзей, тех, кто всей душой переживает за развитие туризма в стране.

За полтора десятилетия неоднократно менялись руководители профильного ведомства – Ростуризма, которое передавали как мешок с картошкой (вспоминаются слова президента про Крым) в подчинение то Министерству экономического развития и торговли, то Министерству спорта, то Минкульту. И вот мы дожили до нового этапа: Федеральное агентство по туризму снова подчинили Минэкономразвития. Как недавно сказала Маргарита Немоляева, основоположник и разработчик современной системы классификации отелей в России, обращаясь к замминистра Сергею Галкину, «спасибо вам за подарок, круг замкнулся». Отрасль опять замерла в ожидании чуда.

Конечно, хочется, чтобы туризм наконец превратился из некрасивого и больного ребенка в статного и крепкого юношу. Чтобы у него появились настоящие, любящие его родители. Авось подрастет, заработает денег, да и будет помогать им в старости. Надо только помочь, подставить плечо, подтолкнуть немного.

Чего не хватает нам для ускоренного развития туризма, для качественного рывка вперед, в один голос говорят наши эксперты. Это отсутствие долгосрочной стратегии, планирования и открытой коммуникации между властью и бизнесом. К сожалению, мы до сих пор живем по принципу «после меня хоть потоп». Не пора ли всерьез задуматься о своем будущем? Куда мы хотим прийти через 5, 10, 15 лет? Где будут отдыхать наши дети и внуки? Ответы на эти вопросы вы найдете, путешествуя по России.

Общие показатели туристической отрасли за 2017-2018 годы

Анализ статистических данных по России позволяет сделать вывод о росте основных показателей туристической отрасли, учитываемых в рейтинге.

Опубликованные данные Росстата за 2017-2018 годы говорят об увеличении количества туристов по сравнению с прошлым периодом. Так, в 2016 году в коллективных средствах размещения были размещены 48,4 млн российских граждан, а в 2017 году уже 53,6 млн. За январь-сентябрь 2018 года в гостиницах было размещено 41,6 млн., в то время как за аналогичный период 2017 года – 36,8 человек.

Количество ночующих в российских отелях иностранцев также увеличилось в 2017 году: на 2 млн человек по сравнению с предыдущим, 2016-м, годом. За январь-сентябрь 2018 это были 7,3 млн против 6 млн за 9 месяцев 2017 года.

Растут и доходы гостиниц. В 2016 году они заработали 418 млрд руб., а в 2017 году уже 485 млрд. Тенденция на увеличение выручки сохранилась и в 2018 году: 406 млрд руб. за 9 месяцев против 324 млрд за тот же период 2017-го года.

Оборот общественного питания вырос в 2017 году по сравнению с предыдущим, 2016-м, на 85,9 млрд рублей.

Объем санаторно-курортных услуг в 2017 году, напротив, уменьшился на 1,9 млрд рублей по сравнению с 2016 годом. Но в 2018 году показатели за 9 месяцев выше прошлогодних почти на 12 млрд рублей.

Согласно данным Росстата, количество коллективных средств размещения выросло в 2017 году на 4757 и всего составило 25291 единицу.

К КСР относятся гостиницы, мотели, хостелы, санаторно-курортные организации, дома отдыха, пансионаты, кемпинги, базы отдыха, туристские базы, круизные и прогулочные суда, железнодорожные спальные вагоны, наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения, включая дебаркадеры.

Столь резкое увеличение КСР в 2017 году можно объяснить и тем, с этого года в общую статистику также включаются детские загородные оздоровительные лагеря. Для сравнения, в 2016 году рост числа КСР составил 400 единиц.

Число турфирм в 2017 году увеличилось на 1185.

Эти и другие данные в разрезе по каждому региону легли в основу туристического рейтинга, составленного в строгом соответствии с его методологией.

Методология Национального туристического рейтинга-2018

Критериями для оценки развития туристической отрасли российских регионов, их туристической привлекательности и туристического потенциала, популярности среди отечественных и иностранных туристов являются:

1. Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры:

— число коллективных средств размещения (гостиниц) в регионе;

— число мест в коллективных средствах размещения региона.

Данные за 2017 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

2. Значимость туристической отрасли в экономике региона:

— число турфирм, работающих в регионе;

Данные по количеству юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 2017 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

— доля занятых в сфере туризма и гостеприимства от общего населения региона.

Данные по среднесписочной численности работников коллективных средств размещения и турфирм за 2017 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики. Процент рассчитывается путем деления общего количества работников на все население региона и умножается на 100%.

3. Доходность отрасли туризма и гостеприимства региона:

— доходы коллективных средств размещения;

— объем платных туристических услуг населению;

Данные за 2017 год и январь-октябрь 2018 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

— оборот общественного питания.

Данные за 2017 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

4. Развитие санаторно-курортной отрасли региона: объем платных услуг санаторно-курортных организаций.

Данные за 2017 год и январь-октябрь 2018 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

5. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней:

— число граждан РФ, размещенных в коллективных средствах размещения;

— число ночевок в коллективных средствах размещения.

Данные за 2017 год и январь-сентябрь 2018 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

6. Популярность региона у иностранцев: численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения.

Данные за 2017 год и январь-сентябрь 2018 года предоставлены Федеральной службой государственной статистики.

7. Туристская уникальность: количество достопримечательностей, внесенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, в том числе объекты ЮНЕСКО.

Данные предоставлены из Единого государственного реестра объектов культурного наследия по состоянию на 1 декабря 2018 года.

8. Криминогенная обстановка: количество совершенных преступлений на 1000 жителей региона.

Данные за 2017 год и январь-октябрь 2018 года предоставлены Министерством внутренних дел РФ. Рассчитывается путем деления общего количества совершенных преступлений на все население региона и умножается на 1000.

9. Интерес к региону в интернете как к месту отдыха: количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе.

Рассчитывается по количеству запросов в период с 1 ноября 2017 года по 31 октября 2018 года в поисковой системе Яндекс по ключевым словам: «Отдых в + наименование региона».

10. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве: количество публикаций и сообщений в СМИ.

Рассчитывается по количеству публикаций в СМИ за период с 1 декабря 2017 года по 1 декабря 2018 года, в том числе на индексируемых новостных ресурсах, по ключевым словам: «Туризм в + наименование региона».

По сравнению с прошлогодним исследованием методология рейтинга претерпела небольшие изменения. Так, в критерий «Уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры» добавился показатель «число коллективных средств размещения (гостиниц) в регионе, а в критерий «Значимость туристической отрасли в экономике региона» добавился показатель «число турфирм, работающих в регионе».

От критерия «Экологическое «здоровье» региона» составителями рейтинга было решено отказаться ввиду сложности оценки влияния экологических показателей, используемых в работе Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на развитие туристической отрасли в конкретном регионе.

Новым критерием стал уровень «Развития санаторно-курортной отрасли региона», который рассчитывается по объему платных услуг, оказанных населению санаторно-курортными организациями каждого субъекта.

В соответствии с принципами работы ЦИК «Рейтинг» в исследовании учитывались мнения и оценки представителей экспертного сообщества – в данном случае специалистов медиагруппы «Отдых в России», в которую входят журнал о внутреннем и въездном туризме и сайт «Отдых в России», информационные порталы «Российский туризм», «Инвестиции в туризм», а также глянцевый журнал и интернет-портал для англоязычной аудитории «Tourism & Leisure in Russia».

По каждому из критериев на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики за 2017-2018 годы были подготовлены от одной до трех таблиц и проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла. За каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Так, 15 промежуточных таблиц образовали сводную таблицу, где по сумме общих баллов, с учетом экспертной оценки, были определены лидеры и аутсайдеры Национального туристического рейтинга.

По сложившейся традиции журналистами медиагруппы «Отдых в России» были опрошены представители туриндустрии и органов власти, которых попросили сравнить 2017-й и уже подходящий к концу 2018 год, озвучить основные тренды отрасли, рассказать о наиболее заметных и значимых проектах и высказать свое мнение – что, на их взгляд, мешает более динамичному развитию внутреннего и въездного туризма?

Итоги Национального туристического рейтинга-2018

Итак, в первую группу рейтинга — «Золотую двадцатку» — вошли регионы с 1-го по 20-е место включительно.

Национальный туристический рейтинг-2018

Первое место в этом году заняла Москва. Похорошевшая за последнее время столица никого из гостей не оставляет равнодушным. Это особенно отметили болельщики, устроившие настоящий праздник на Никольской и других улицах в центре Москвы во время проведения игр ЧМ-2018. Постоянно организуемые властями красочные фестивали, шоу и праздники уже приучили москвичей чаще улыбаться и радоваться гостям.

Златоглавая лишь на 0,6 баллов обошла лидера прошлогоднего рейтинга – Краснодарский край. Например, совокупные доходы коллективных средств размещения в Москве за 9 месяцев этого года больше, чем на Кубани, а оборот услуг общественного питания столицы более, чем в 2 раза превышает доходы общепита Краснодарского края. При этом черноморские здравницы имеют один из самых высоких показателей по выручке санаторно-курортных организаций, уступая лишь курортам Ставропольского края. Также Краснодарский край имеет самый большой в стране номерной фонд и опережает все регионы по числу ночевок в гостиницах.

Московская область сохранила свои позиции по сравнению с прошлым годом. Она занимает второе место среди всех регионов по обороту общественного питания, имеет высокие показатели по количеству иностранных туристов, количеству работающих турфирм и их доходам. Кстати, именно в Подмосковье этим летом базировалась часть команд футбольного первенства.

Санкт-Петербург улучшил свои показатели и перешел на одну ступень вверх в рейтинговой таблице. Северная столица является безусловным лидером по публикациям в СМИ и числу работающих турфирм, находится на втором месте после Москвы по количеству размещенных иностранцев.

Крым, потерявший одну позицию с прошлого года, замыкает пятерку лидеров рейтинга.

Улучшили свои показатели Алтайский и Приморский края, Республика Башкорт*остан и Свердловская область. Нижегородская область, переместившаяся с 8 на 9-ое место, также попала в ТОП-10 рейтинга.

Неплохо прибавили по сравнению с прошлым годом Новосибирская, Челябинская, Тюменская, Самарская области и Республика Татарстан. А вот Ставрополье и Ростовская область, наоборот, уступили свои позиции.

Тюменская область, активно развивающая свои туристические маршруты, в том числе связанные с историей императорской семьи Николая II, уникальные «нефтяные» маршруты, грамотно продвигающая свою сибирскую жемчужину – Тобольск с его знаменитым кремлем, – впервые вошла в «золотую двадцатку» лидеров рейтинга.

Михаил ДЕГТЯРЕВ

председатель Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Государственной Думы РФ

Мы поддерживаем решение Президента России Владимира Путина о передаче Ростуризма в ведение Министерства экономического развития. Туризм – это, в первую очередь, про деньги, а во вторую — про культурное наследие. Об этом же свидетельствует мировой опыт. Туризм как отрасль экономики занимает первое место по вкладу в мировой ВВП, обходя даже энергетику и транспорт. Его доля в ВВП России составляет 3 трлн рублей — это 3,5%, а в целом в мире туризм дает 11%. Нам есть к чему стремиться.

Этим летом мы провели самый лучший в истории чемпионат мира по футболу. К нам приехали миллионы болельщиков и туристов со всего мира. При этом безопасность была обеспечена на самом высоком уровне, не было зафиксировано ни одного серьезного происшествия. В ходе чемпионата наша страна по-настоящему открыла миру не только Москву и Санкт-Петербург, но и Самару, Ростов, Саранск, Волгоград, Калининград и другие города. По отзывам иностранцев, их впечатлила российская провинция и уровнем сервиса, и гостеприимством, и современной инфраструктурой. Поэтому сейчас необходимо сделать ставку на развитие внутреннего и въездного туризма с упором на посещение регионов. Здесь мы преследуем как экономические цели, так и идеологические: въездной туризм лечит от русофобии, а внутренний туризм помогает избавиться от ксенофобии. Люди перестают бояться своих соседей, когда побывают у них в доме.

Для проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и Кубка конфедераций FIFA 2017 года Государственной Думой были приняты все необходимые законы. В настоящее время Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи проводит анализ норм, носящих временный характер, принятых под чемпионат в части правового регулирования сферы спорта и туризма, обеспечения безопасности и работы волонтеров и их правоприменение. Целью этой работы должно стать масштабирование положительного опыта на всю страну и возможного принятия постоянных законов.

Среди последних законодательных новелл, призванных развивать туристическую отрасль страны можно назвать закон о классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, введение системы возврата суммы налога на добавленную стоимость — tax free, определение понятия «туристский информационный центр».

Говоря о состоянии государственного управления туристической отраслью, считаю, что России с ее природными и человеческими ресурсами, уникальным историко-культурным наследием нужен административный центр, четкое законодательное регулирование, а также ответственные лица. Таким центром туриндустрии может стать Министерство туризма или Федеральное агентство с расширенным объемом полномочий. При федеральном органе необходимо создать Фонд туристической реновации, который бы объединил все объекты туристической инфраструктуры и готовил площадки и предложения для инвесторов. Привлечению инвесторов будет способствовать новая Федеральная целевая программа развития туризма, в которой будут заложены самые эффективные меры поддержки предпринимателей – субсидирование процентной ставки по займам для тех, кто вкладывает деньги в эту сферу. Итого три шага для настройки отрасли: создание министерства – как экономического ведомства; фонда туристической реновации для работы с инвесторами, в том числе и туроператорами; утверждение ФЦП — как инструмента поощрения и государственной поддержки бизнеса.

Алексей КАЛАЧЕВ

директор Национального конгресс-бюро

Год назад при поддержке Правительства Российской Федерации было создано Национальное конгресс-бюро (НКБ) для эффективного развития событийной отрасли страны и интеграции в мировую индустрию встреч.

Учредителями НКБ являются Фонд Росконгресс, АО «Российский экспортный центр», Международный фонд технологий и инвестиций и Выставочный научно-исследовательский центр R&C.

Национальное конгресс-бюро занимается продвижением событийного потенциала регионов на международном уровне, привлечением зарубежных мероприятий и формированием имиджа России как страны с благоприятным климатом для инвестиций и развития бизнеса через развитие и поддержку национальной event-индустрии.

В современной экономической и внешнеполитической ситуации проведение крупных международных мероприятий приобретает особую актуальность. В этом году наша страна была представлена на трех крупнейших международных отраслевых выставках: IBTM World в Барселоне, IMEX во Франкфурте и IBTM China в Пекине. И мы отмечаем большой интерес к России, как дестинации для проведения деловых мероприятий, со стороны профессионального сообщества – корпоративных клиентов и байеров. Полагаем крайне важным в дальнейшем демонстрировать весь событийный потенциал страны – культурно-географические особенности, отраслевую специализацию и инфраструктурные возможности.

За минувший год НКБ было заключено 24 стратегических соглашения с администрациями регионов, отраслевыми и общественными организациями. Проведены роуд-шоу и деловые встречи профессионалов отрасли в Уфе, Ярославле, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Ульяновске, Казани, Краснодаре и Сочи. Для каждого региона разрабатывается дорожная карта и его паспорт: логистика, отраслевая специализация и т. д.

При поддержке НКБ в Россию были привлечены 4 крупных международных мероприятия, общий экономический эффект от проведения которых составит около 5 млрд руб., а сумма ожидаемых налоговых поступлений в бюджет превысит 550 млн рублей. Дополнительно в проработке находятся еще 9 мероприятий.

На сегодняшний день членами ассоциации являются 76 компаний из 14 субъектов РФ. План в пятилетней перспективе увеличить их количество в 4 раза. Сейчас в субъектах работает 8 региональных конгресс-бюро. До 2022 года планируется увеличение их числа до 30.

Количество участников событийной индустрии в РФ насчитывает более 7 500 компаний, из них: 2000 профессиональных организаторов конференций, организаторов и операторов деловых мероприятий, 2000 сервисных компаний и 3500 выставочных и конгрессных площадок. Ежегодно в России проводится 700 специализированных выставок и 12500 конгрессных мероприятий.

Основные регионы по количеству деловых мероприятий в 2017 году: Москва — 33%, Санкт-Петербург — 25%, Сочи — 16%, Екатеринбург — 8%, Казань — 7%.

По оценке НКБ наибольшим потенциалом для проведения мероприятий различного уровня и формата обладают Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Краснодар, Казань, Владивосток, Нижний Новгород, Уфа, Ярославль и Челябинск.

Екатерина ШАДСКАЯ

директор Регионального Союза Предприятий Туриндустрии Северо-Запад (Санкт-Петербург)

В 2018 году Санкт-Петербург принимал матчи Чемпионата мира по футболу, так что год, безусловно, стал для нас особенным. Не обошлось без определенных трудностей при подготовке, но фактический результат турбизнес скорее порадовал: потоки иностранных туристов не упали, а перераспределились на начало низкого сезона. Плюс стало ясно, что городская индустрия туризма и гостеприимства готова к масштабным событийным проектам мирового уровня. При этом упал поток организованных групп из регионов России: туристский продукт Петербурга, к сожалению, становится все дороже, и на фоне ПМЭФ и ЧМ-2018 стоимость размещения для большинства таких туристов слишком высока. Российские туристы либо выбрали другие внутренние направления, либо просто остались дома.

В последние годы Петербург стабильно подтверждает статус одного из лучших направлений городского туризма в мире благодаря World Travel Awards, а в 2019 г. в городе состоится Генеральная Ассамблея Всемирной туристской организации. Но мы по-прежнему боремся с высокой сезонностью городского туризма: если с мая по сентябрь гостиницы и музеи заполнены под завязку, то поздняя осень, зима (кроме новогодних праздников) и ранняя весна – в основном грустное время для турбизнеса. Возможным решением могут стать деловой, событийный и медицинский туризм, формирование доступных пакетов в период низкого сезона.

Развитие детского туризма из Москвы и регионов России также может помочь сбалансировать сезонность, но для этого нужны скоординированные усилия бизнеса и власти на всех уровнях.

При содействии РСТ – Северо-Запад Министерство культуры продолжило реализацию Национальной программы детского туризма. В этом году в рамках проекта Санкт-Петербург посетили порядка 8000 детей.

К продуктивным результатам может привести открытие в Дубае офиса Visit Petersburg, который уже активно работает над налаживанием связей, проектами в области спортивного и событийного туризма.

Официально запущена программа «амбассадоров» Санкт-Петербурга – лидеров из разных профессиональных областей, которые будут привлекать в город конгрессы и деловые мероприятия.

По заказу Комитета по развитию туризма началась разработка мета-бренда Санкт-Петербурга – в современных условиях его наличие крайне важно. Полагаю, результаты мы увидим в начале 2019 года.

Санкт-Петербург продолжает удивлять туристов. Из относительно новых объектов можно порекомендовать Музей Фаберже, Музей современного искусства «Эрарта», музей-макет «Петровская акватория». А кому-то, возможно, будет интересно посетить новый стадион «Газпром-Арена» и «Лахта Центр» — штаб-квартиру Газпрома, которая откроется осенью 2019 года.

В следующем году исполняется 75 лет полному снятию блокады Ленинграда. Это совершенно отдельная страница в истории Великой Отечественной войны. Так что всем гостям города я рекомендую проехать по маршрутам «Дороги Жизни» и «Дороги Победы», воинским мемориалам и военным объектам, помнящим то скорбное и героическое время.

Виктор ВЕСНА

директор туроператора «ТЕСС ТУР КРЫМ», руководитель информационного портала «Туристический сервер Крыма»

Главный результат и итог 2018 года определен строительством Крымского моста. Мы наблюдаем рост туристического потока. Отрицательным итогом года можно считать закрытие нескольких крымских туроператорских компаний, принимающих гостей. Негативно на прозрачность рынка влияет увеличение присутствия иностранных агрегаторов по бронированию жилья и апартаментов, которые увеличивают количество незарегистрированных в налоговых органах субъектов размещения. Неудовлетворительными результатами работы я считаю недостаточно проработанный Событийный календарь на 2018-й год. Например, о датах проведения туристического форума «Открытый Крым» мы узнали за 3 недели до его начала.

При этом на наших глазах улучшается инфраструктура по приему туристов: новый аэропорт, Крымский мост, пляжная зона (особенно в Евпатории, Новофедоровке, Саки). К негативным моментам можно отнести незавершенные работы на трассе Таврида, из-за ремонта которой образовывались огромные пробки. С нетерпением ждем окончания строительства железнодорожной части моста.

Нам по-прежнему не хватает грамотного планирования на длительный срок, мер по стимулированию бизнеса. Отсутствие международных авиакомпаний и морских перевозчиков ограничивает количество иностранных туристов. Необходимо постоянное улучшение инфраструктуры пляжей, водоснабжения и водоотведения. Увеличение количества санаторно-курортных предприятий, работающих круглогодично. Использование государственно-частного партнерства для стимулирования роста турпотоков. Улучшение качества услуг в отелях, в том числе увеличение количества персонала, говорящего на английском языке.

За прошедший год на территории Крыма было реализовано много интересных проектов и мероприятий. Например, новый маршрут «Золотое Кольцо Боспорского царства» (совместный проект Крыма, Краснодарского края и Ростовской области), винно-гастрономический тур «Винная дорога Крыма», фестиваль экстремального туризма «Крым-экстрим», фестиваль молодого вина «Ноябрьфест», форум отельеров и рестораторов «Инжир», Судакская реконструкция «Генуэзский шлем», опенэйр «ZBfest», опенэйр «О, да! Еда!», детская «Новая волна». Запомнились также открытие «Винной деревни» от ПАО Массандра, открытие музейно-выставочного комплекса «Константиновская батарея», реконструкция сражения на Федюхиных высотах, реконструкция Альминского сражения, японский сад камней в парковом комплексе санатория Айвазовского, открытие парка DREEMWOOD на территории комплекса «Мрия-Ресорт».

Татьяна ИСАЕВА

исполнительный директор Ассоциации «Отельеров Нижегородской области»

ЧМ-2018 по футболу стал отличным поводом для Нижнего Новгорода заявить о себе и показать положительную динамику развития туристской отрасли региона. По итогам трех кварталов этого года загрузка отелей города составила 49,5%, что на 7,5% выше результата аналогичного периода прошлого года. В даты проведения игр и за день до события загрузка достигала 95%. При этом средняя цена номера составляла 12 тысяч рублей за сутки, что на 270% больше значений прошлого года.

Прирост загрузки в августе (показатель дохода на номер вырос на 18,2% в основном за счет прироста загрузки), в свою очередь, обусловлен проведением множества событийных мероприятий в регионе (по данным ТИЦ – 1 место в РФ за период июль-август 2018): AFP, «Горький fest», «Приволжский штандарт», «Рок Чистой воды», Международная парусная регата «Кубок Губернатора НО», «Кубок Губернатора НО» КХЛ, Супер Кубок России по футболу и т. д.

Надеемся, что рассказ о красоте нашего города, радушии и безопасности пребывания иностранных гостей – участников ЧМ – у себя на родине, и тот информационный поток о Нижнем Новгороде, который был в период проведения чемпионата, увеличит поток туристов в наш регион.

Мы были закрытым городом почти 70 лет. И сейчас нам приходится знакомиться самим и знакомить гостей с нашим прекрасным регионом заново. В 2018 году была принята стратегия развития Нижегородской области, где значимое место отведено и туристской отрасли. Важную роль в организации и реализации проектов играют общественные организации индустрии гостеприимства – наш регион вошел в федеральную программу «Живые уроки», был выбран площадкой для проведения Слета РСТ и 1-го Всероссийского съезда экскурсоводов, а в будущем году запланирован Слет общественных организаций индустрии гостеприимства России «Нижегородская Стрелка».

Нам есть что показать гостям. Это наши красавицы – Ока и Волга, это изумительные виды с Нижегородских откосов, наш Кремль, Чкаловская лестница и Канатная дорога. Музей истории ГАЗ, где собраны все модели автомобилей, выпускавшихся на заводе, – от легендарных «полуторок» до ГАЗелей и Сайберов. А в преддверии Нового года обязательна к посещению наша знаменитая фабрика елочных игрушек «Ариэль» с «Домом елочной игрушки», в котором расположены музей и магазин игрушки. Кстати, ощущение новогоднего праздника здесь можно испытывать круглогодично.

И, конечно, потрясающие нижегородские закаты! Ведь по мнению гостей ЧМ и с легкой руки Первого канала, Нижний Новгород – это столица закатов.

Анастасия ИВАНОВА

исполнительный директор Ассоциации отелей Казани и Республики Татарстан

Уходящий, 2018-й, год был, несомненно, успешным для отельной индустрии Республики Татарстан. В первую очередь сказалось проведение Мундиаля в Казани. Туристы явно проявили интерес к региону. Это можно проследить по увеличению загрузки отелей в летние месяцы и росту отельных показателей на территории города по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. Хотя в прошлом году в Казани проходило другое спортивное мероприятие международного масштаба — Кубок Конфедераций.

В республике много внимания уделяется повышению качества работы предприятий туриндустрии. Тем не менее, проблемы остаются. Недостаточно эффективным остается объединение усилий бизнеса и власти на различных уровнях взаимодействия. Зачастую отсутствует двусторонний диалог. Органы исполнительной и законодательной власти оторваны от реальных проблем отрасли. До сих пор, к сожалению, туризм считают незначимой отраслью экономики, отсюда ужесточение требований и отсутствие господдержки бизнеса.

Безусловно, Татарстану есть что показать гостям. Из уникальных мест, чей туристический потенциал еще не до конца раскрыт, я бы назвала Камское Устье и место слияния трех рек – Волги, Камы и Свияги. Притоку туристов в республику способствуют и различные фестивали. Для любителей исторической реконструкции – фестиваль средневекового боя «Великий Болгар», для желающих покататься с ледяной горки – фестиваль креативных санок «SunnyФест» в Мамадыше, для гурманов – фестиваль ухи в Свияжске, для ценителей русского фольклора и народных ремесел – «Каравон», музейно-фольклорный праздник «Яблочный спас в Красновидово», Спасская ярмарка под Елабугой. Из спортивных событий я бы также отметила этап Чемпионата мира по авиагонкам Red Bull Air Race, проходивший в Казани в августе этого года.

Елена ШПЕРКИНА

генеральный директор Фирмы международного туризма «Валида» (г. Пермь)

Год для отрасли в целом был неплохой, виден интерес и населения, и власти к внутреннему туризму в России. Возросло внимание руководства страны к туризму, региональная политика в туризме показывает положительную динамику.

В 2018 году событием стал национальный проект «Императорский маршрут», объединивший сразу 10 регионов, связанных с жизнью и гибелью семьи Николая II. Это хороший пример межрегионального турпродукта, и, кроме того, есть возможность реализации каждым регионом самостоятельного маршрута.

Хочу отметить Пермский край с удачным симбиозом нового турмаршрута и события международного уровня. Это Дягилевский фестиваль и турпродукт «Дягилев-тур» по местам жизни знаменитого импресарио. Это сотрудничество позволило увеличить поток организованных и самостоятельных туристов не только из России, но и из зарубежных стран.

Во вторую группу рейтинга с условным названием «Крепкие профи» вошли регионы, занявшие позиции с 21-й по 69-ю включительно.

Национальный туристический рейтинг-2018

Самая большая группа рейтинга, названная составителями «Крепкие профи», включает 49 регионов, набравших от 77 до 33 баллов.

По сравнению с прошлым годом улучшили свои позиции Белгородская, Воронежская, Ивановская, Липецкая, Оренбургская, Саратовская, Тульская, Севастополь, Югра и другие. Активность туристических властей этих регионов и расторопность бизнеса дали ощутимый результат.

Камчатский край в рамках реализации соглашения о стратегическом сотрудничестве с туроператором TUI провел в начале этого года бизнес-трип для более чем 50-ти турагентов сети. Показала себя международному туроператору во всей красе и Бурятия: в декабре здесь был организован инфо-тур для турагентов и СМИ.

Севастополь провел ряд ярких и запоминающихся мероприятий, например, Международный музыкальный фестиваль «Опера в Херсонесе».

Резко прибавил в рейтинге Ханты-Мансийский автономный округ. Во всей видимости, проект «Новогодняя столица» дал хороший импульс региону развивать и продвигать свои туристические возможности.

Тульская область, составившая в начале года хороший событийный календарь, также улучшила свои показатели.

Светлана АНУФРИЕНКО

генеральный директор ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Туристская Ассоциация регионов России» (ТАРР)

Уходящий год характеризуется как благоприятными, так и отрицательными событиями и тенденциями.

К проблемам можно отнести низкую платежеспособность населения, неготовность большинства граждан тратиться на путешествия, экономию средств, несформированность в широком сознании россиян культуры туризма и путешествий как нормы жизни. Регулярно путешествует только определенный сегмент населения.

Туроператорскую среду в уходящем году поразил вирус банкротств. В целом в предпринимательской деятельности наблюдается повсеместная нехватка денежных средств.

Это, в частности, выражается в стремлении к бартеру услуг и товаров при взаимных расчетах, отсутствии свободной денежной массы, в сходстве с ситуацией девяностых. Например, при участии в масштабном выставочном мероприятии экспоненты, выражая активное стремление презентоваться, испытывают трудности в прямой оплате выставочных площадей и оборудования, предлагают взамен оплату товарами и услугами: авиакомпании – билетами, производители гастрономии – продукцией, телерадиоканалы – эфиром и т. д.

Из позитивных тенденций следует отметить, что появляется все больше информации о туристских ресурсах регионов, их достопримечательностях, видах туризма.

Отмечается высокое стремление регионов к продвижению информации о себе, созданию своих брендов, наполнению их содержанием. Однако бюджеты на продвижение в большинстве регионов небольшие.

В силу того, что главная цель при распределении бюджетных средств в регионах – выполнение социальных обязательств, то расходы на развитие туризма региональными администрациями определяются зачастую по остаточному принципу.

В туриндустрии произошла серьезная переориентация: туризм на федеральном уровне был отнесен к сектору экономики, к ведению Минэкономразвития России. Такая же переориентация в отношении к туризму как к сектору экономики, на который следует делать ставку, наблюдается в ряде регионов, особенно в тех, где произошла смена губернаторов.

Отмечается стремление региональных властей к выработке мер по выведению туристического бизнеса из теневого сегмента (Крым, Краснодарский край).

Яркое событие года – ЧМ по футболу – 2018. Событие характеризуется строительством новых объектов инфраструктуры мирового класса в регионах страны, развитием транспортного сообщения, популяризацией благоприятного имиджа России в мире, показательным опытом использования паспорта болельщика.

В текущем году завершается федеральная целевая программа по развитию внутреннего и въездного туризма. Мониторинг ее эффективности контрольными органами, к сожалению, демонстрирует много несостыковок, недоработок и явных пробелов.

В текущем году начался эксперимент по введению курортного сбора в пилотных регионах, что уже принесло финансовые результаты, но также требует осмысления и дальнейшей проработки.

На федеральном уровне повысилось внимание к экологическому туризму в регионах, ведется работа над федеральным проектом «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».

Повысилось внимание к теме арктического туризма, а также к винному и гастрономическому туризму, что характеризуется большим количеством мероприятий, посвященным данным видам туризма.

Отмечается активное стремление регионов, а точнее их ремесленников и предпринимателей, к производству и продвижению туристических сувениров, в том числе местных продуктов: пастилы, сбитня, мармелада и т. д. Это постепенно становится визитной карточкой места, особенно преуспели в этом Тверская и Московская области, Алтайский край.

Следует отметить значимый для Туристской Ассоциации регионов России и для самих регионов проект, который стартовал в этом году – фестиваль-выставка Первая Туристская неделя регионов России. Она прошла в Москве в парке «Сокольники». Вторая выставка состоится в конце мая – начале июня 2019-го года.

Виктор ТОПОЛКАРАЕВ

генеральный директор ООО Туроператор «Интурист»

2018-й год стал очень успешным для въездного туризма в России. Наша страна приняла чемпионат мира по футболу, а туроператор «Интурист» обслужил рекордное количество иностранных туристов. Обилие новостей про гостеприимство наших сограждан и слаженная работа всех служб во время чемпионата, несомненно, сформировали позитивный имидж нашей страны и привлекут еще больше иностранных гостей в ближайшие годы. Внутренний туризм также активно развивался на фоне замедления темпов роста и даже падения некоторых выездных направлений. Основным достижением туроператора «Интурист» на внутреннем направлении, на наш взгляд, является рост популярности Сочи как всесезонного оздоровительного курорта, рост турпотока в Крым, развитие новых интересных экскурсионных маршрутов по России.

Если говорить об отраслевых событиях, не могу не отметить успех проведения регионального туристического форума «Интуриста», который в этом году проводился в шести городах России. Успех мероприятия вдохновил нас расширить его географию и провести форум в 2019 году уже в восьми российских городах – Новосибирске, Екатеринбурге, Уфе, Самаре, Казани, Сочи, Санкт-Петербурге и Москве.

Также стоит отметить усилия администрации города Сочи по продвижению курорта в российских регионах. И это помимо традиционной туристической выставки SIFT и III Всероссийского конгресса туроператоров и турагентов, которые в 2018-м с успехом прошли в этом городе-курорте.

Майя ЛОМИДЗЕ

исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР)

Основное достижение года, по моему мнению, в том, что сегодня все наши крупные туроператоры продают туры по России. Кроме того, администрации российских регионов делают реальные шаги по развитию туризма. Можно отметить такие регионы, как Смоленская, Архангельская, Тюменская, Ульяновская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

Из событий и проектов года я бы назвала три. Первое – это проект, реализованный в Сколково, по IT-технологиям в туризме. Второе – переход сферы туризма из ведения Минкультуры России в Минэкономразвития России. И наконец, можно выделить меры по поддержке малого и среднего бизнеса в сфере туризма в Дальневосточном федеральном округе: 0% налога на прибыль для индивидуальных предпринимателей в сфере туризма, снижение налога на прибыль на 50% для предприятий в сфере туризма, субсидирование авиаперевозок.

Комитет по импортозамещению в сфере туризма – лучший проект последних двух лет. Он включает в себя создание и развитие флагманских и межрегиональных маршрутов, а также их последующий выход на экспорт туристских услуг.

Сергей ГОЛОВ

президент Союза туристических агентств (СТА)

Год для нашей туристической отрасли с самого начала был сложным. Но общие результаты – с учетом того, что на российский рынок вернулась Турция – можно считать успешными. Внутренний поток туристов не уменьшился. И эта тенденция, думаю, будет развиваться и в дальнейшем. Одним из значимых событий считаю открытие Крымского моста. А вот событие со знаком «минус» для меня – введение курортного сбора. Я был противником этой инициативы. Но теперь, раз уж курортный сбор появился, хочется, чтобы люди видели, на что конкретно пошли деньги отдыхающих.

Чемпионат мира по футболу изначально представлялся главным событием года в России. Я, как и многие другие, беспокоился, насколько гладко он пройдет, особенно в плане безопасности. Но в итоге мы все получили колоссальные эмоции, а чемпионат стал стимулом для того, чтобы в Россию и дальше приезжали иностранцы. Однако повторюсь, для развития внутреннего туризма открытие Крымского моста – не меньшее событие.

В этом году лично меня впечатлила поездка на Камчатку. Там еще много, над чем есть работать, но бесконечные камчатские красоты того стоят! Прорыв года в плане бизнеса – эта компания TUI, которая очень полновесно стала продвигать внутренний туризм. Из новых проектов в нашем туризме я бы отметил так называемые «сквозные туры». Например, в одной поездке нам предлагают посетить Санкт-Петербург, оттуда съездить в Карелию, потом снова вернуться в Питер досматривать местные примечательности. Считаю это очень перспективным направлением.

Алексей РАСТЕГАЕВ

председатель Регионального союза туриндустрии Волгоградской области

В 2017 году регион принял около 1 миллиона туристов. А в 2018-м за счет болельщиков, приехавших на Чемпионат мира по футболу в Волгоград, турпоток увеличился в разы. Среди болельщиков были и те, кто задержался в Волгограде на несколько дней и посвятил свой досуг осмотру достопримечательностей. Фестиваль болельщиков стал большим событием, привлек миллионы людей и включал в себя множество мероприятий. В том числе здесь работали точки продажи экскурсий в разные места Волгоградской области.

Общее количество туристов и болельщиков в регионе за 2018 год составит около 2 миллионов человек. Это, конечно, положительная динамика, но она связана именно с ЧМ-2018. Чемпионат позволил прорекламировать наш регион не только на российском туристическом рынке, но и за рубежом. Выходили видеоролики о красотах Волгоградской области. Они привлекли внимание. Звонили люди из других регионов, спрашивали: «А можно ли приехать к вам в рекламный тур?».

У Волгоградской области большой потенциал, множество красивейших мест и достопримечательностей. Перед чемпионатом появились качественные отели и хостелы, хорошие рестораны. Но есть пока проблема — транспортная логистика. Все авиапутешественники едут к нам в основном через Москву. Если добираются железнодорожным транспортом, то опять-таки — через Москву или Санкт-Петербург. Не из всех регионов России можно добраться до Волгограда без пересадок. Стоимость проезда в Волгоград иногда приравнивается к трехдневному пребыванию в городе-герое.

В регионе развивается и событийный туризм. Музей «Старая Сарепта» постоянно проводит интересные мероприятия этнографического характера. Там ежегодно проходит праздник Сабантуй. Буддистские монахи в музее создавали мандалы из песка. Проводятся мистические туры «Охота за привидениями» по старинным подвалам. Не менее интересен традиционный Арбузный фестиваль в Камышине, на который приезжают туристы из других регионов России. Много зрителей привлекает и фестивали реконструкторов «Казачья застава» и другие.

Для тех, кто впервые приезжает в Волгоград, мы обязательно рекомендуем к посещению Мамаев курган и музей-панораму «Сталинградская битва». Затем — колония немцев-гернгутеров, самый мистический музей России «Старая Сарепта». Там же можно отведать арбузного меда — нардека, сарептских имбирных пряников по рецептам XVIII века и местную горчицу. Однозначно стоит посмотреть недавно построенный музей «Россия — моя история». Таких музеев всего 11 в России. Он очень интересный. Далее рекомендую посетить Казачий курень в Иловлинском районе Волгоградской области. Мы специально возим туда туристов на гастрономический тур. Однако там можно не только отведать традиционную казачью кухню, но и посмотреть выступления фольклорных ансамблей. И в любое время года советую погулять по Волго-Ахтубинской пойме: это красивейший уголок природы.

Вадим РАЗУМОВ

руководитель проекта «Усадебный экспресс», автор блога «Летопись русской усадьбы», к.э.н.

Я считаю, что 2018 год стал знаковым для развития туризма Липецкой области. Отдельно мне хотелось бы отметить работу команды, которая отвечает за туризм в регионе: это Центр кластерного развития туризма Липецкой области, администрация Липецка, Липецкое областное краеведческое общество, Государственная дирекция по охране объектов культурного наследия. Там работают удивительные люди, настоящие профессионалы своего дела. И, что важно, с каждым годом они реализуют все более сложные и востребованные проекты.

В этом году в регионе был создан новый туристический бренд – Липецкая Земля. Увеличилось число туристов, появились новые маршруты. Был реализован проект временного приспособления усадьбы Полибино. Пять усадеб были включены в список из 100 объектов, которые планирует восстановить Ассоциация владельцев исторических усадеб при непосредственной государственной поддержке. Запомнились также второй инвестблогтур и презентация второй части сборника «Усадьбы Липецкого края».

В Липецкой области есть на что обратить внимание. Я бы обязательно показал гостям усадьбу Полибино, предложил им подняться на первую в мире Шуховскую башню и показал живописный берег Дона, провел бы их тропой Семенова-Тян-Шанского из рязанской усадьбы Гремячка в липецкую Рязанку, показал бы арку и храм в Баловнево, восстановленную усадьбу Скорняково, популярные Воргольские скалы, малоизвестную усадьбу Шаталовка и огромное разнообразие промышленных достопримечательностей Ельца.

Мне кажется, что было бы здорово рассказывать россиянам о новых, менее востребованных на сегодняшний день достопримечательностях. А их в регионе великое множество!

Хотелось бы, чтобы наш проект с аудиогидами распространился на весь регион, а на трассе «М-4» появились информационные стенды, которые информировали бы путешественников о возможности бесплатно скачать аудиогид.

Елена ЗАХИДОВА

Руководитель Удмуртского регионального отделения Российского союза туриндустрии, генеральный директор компании «Лина Тур» (г. Ижевск)

Основной проблемой для развития туризма в республике является отсутствие стратегии развития, долгосрочных планов по ее реализации. Неопытность и непрофессионализм пришедших к управлению отраслью людей, удивляет. Последние два года не было встреч власти и бизнеса в министерстве культуры и туризма. Сейчас туризм в Удмуртской Республике передали в экономический блок. Что будет дальше – никто не знает. Общественность, турбизнес уже устали от неопределенности, разобщенности. В этой ситуации инвесторы не спешат вкладывать свои деньги в отрасль. Может быть поэтому 2018 год, на мой взгляд, стал менее продуктивным, чем предыдущий.

При этом в Удмуртии есть что показать туристам. Туроператорами разработаны туристические маршруты: «Открываем Удмуртию» (Ижевск-Воткинск), гастро-тур «Вкусная Удмуртия», «Три города-три великих судьбы», где туристы знакомятся с великими именами, чьи судьбы были связаны с Удмуртией. Это М. Т. Калашников (Ижевск), П. И. Чайковский (Воткинск), Кавалерист-девица Надежда Дурова (Сарапул) и многие другие. В Сарапуле в рамках туркластера обновлена набережная, были отреставрированы некоторые памятники архитектуры.

Трехдневные маршруты пользуется большой популярностью у туристов. Их удобно продавать и туроператорам, потому что они являются сборными и с хорошей комиссией. Стоит такой тур для туроператоров 11800 руб. на человека (включает: завтрак, обед, проживание в отеле уровня 3 «звезды», экскурсионную программу). Пользуются популярностью и наши родные сувениры, выпускаемые под брендом «Сделано в Удмуртии».

У Ижевска хорошая логистическая составляющая, мы находимся на расстоянии 17 часов пути от Москвы, все посещаемые города в часе пути от столицы Удмуртии. Радует, что в этом году начал ходить 2-хэтажный поезд Москва-Ижевск. Билеты стоят от 2700 рублей.

В 2017 году в Удмуртии был составлен событийный календарь на год. Но разобщенность власти и бизнеса, плохая коммуникация с турообщественностью, слабая информированность населения о мероприятиях, зачастую ведет к низкому качеству их проведения. Это коснулось и Вторых Международных Парадельфийских игр, которые прошли в ноябре в Ижевске.

Хотелось бы, чтобы новое руководство отраслью обратило пристальное внимание на продвижение Удмуртии как интересной туристической дестинации, вместе со специалистами составило грамотную концепцию продвижения и, конечно же, выделило на это деньги.

При этом многие районы Удмуртии пытаются самостоятельно реализовывать проекты в сфере туризма. Они получают на эти цели различные гранты, появляются новые туристические объекты и маршруты. Хотя работы предстоит еще много.

Елена СТРАТОНОВА

руководитель Агентства по туризму и внешним связям Камчатского края

И хотя 2018 год еще не закончился и окончательные итоги подводить пока преждевременно, уже сейчас можно сказать, что для туристической отрасли Камчатки он был весьма успешным. Такая оценка сформирована с учетом нескольких ключевых критериев: частные инвестиции, турпоток, развитие инфраструктуры. В последние годы по всем этим направлениям прослеживается положительная динамика.

Так, в прошлом году в отрасль было привлечено до 2,3 млрд рублей частных инвестиций, это вдвое больше, чем годом ранее. Полагаю, что по итогам 2018 года рост продолжится. Количество иностранных туристов, побывавших на Камчатке, выросло с 15 тысяч человек в 2017 году до 25 тысяч человек в этом году.

Если говорить о развитии туристской инфраструктуры, то здесь тоже происходят положительные изменения. Прежде всего, это создание новых мест размещения, в которых край действительно испытывает дефицит, особенно в «высокий» сезон. Сейчас на Камчатке реализуются сразу несколько крупных проектов по строительству гостиниц, появляются и небольшие гостевые дома, базы отдыха, мини-отели. Многие из этих проектов действуют в рамках особых режимов территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. В туризме их порядка 50 с общим объемом инвестиций около 7 млрд рублей. И это не только проекты по созданию новых мест размещения, но и в авиации и логистике. На Камчатке уже построен крупнейший на Дальнем Востоке вертодром с аэропортовым комплексом, где создан большой парк вертолетов Ми-8 и Ми-8 МТВ.

На полуострове темпы развития туризма, безусловно, зависят от развития транспортной инфраструктуры. Основные достопримечательности находятся на значительном удалении друг от друга и от крупных городов. До некоторых из них добраться можно только на вертолете, что значительно удорожает поездку для туриста. Впрочем, истинных путешественников это не останавливает, они путешествуют группами, что позволяет снизить цену в пересчете на каждого человека. И хотя дорожная сеть активно развивается, многие места по-прежнему доступны только на проходимой технике.

Также необходимо стимулировать развитие международного авиасообщения Камчатки с другими странами. Сейчас значительно нарастить турпоток иностранцев нам не позволяет существующая инфраструктура главных воздушных ворот региона. Вместе с тем, уже в ближайшее время ситуация должна измениться. Сейчас проводится расширение действующего здания аэровокзала, что позволит сделать пребывание пассажиров в аэропорту более комфортным, а также повысит качество оказываемых услуг. Ну, а к 2021 должен быть построен новый международным терминал. По оценкам инвестора, это в перспективе даст возможность увеличить пассажиропоток авиагавани до 1 млн человек в год.

Если говорить о глобальных изменениях, то здесь я бы выделила распространение электронной визы на все аэропорты Дальнего Востока, в том числе и Камчатки. Уже сейчас мы отмечаем рост потока иностранных туристов на полуостров.

Важным, на мой взгляд, стало проведение на Камчатке «Недели туризма в Дальневосточном федеральном округе». Особенно хочу отметить участие в мероприятии гостей из стран АТР, причем, это крупные игроки на рынке предоставления туристических и транспортных услуг.

Кроме того, наши брендовые мероприятия с каждым годом становятся все более востребованными не только у жителей Камчатки, но и гостей полуострова. Летом — это День вулкана, а зимой — известная во всем мире гонка на собачьих упряжках «Берингия».

Наконец, в третью группу рейтинга с условным названием «Начальный уровень» вошли регионы, разместившиеся с 70-го по 85-е место.

Национальный туристический рейтинг-2018

Невысокие показатели развития туризма в регионах этой группы, несмотря на прилагаемые региональными властями усилия, не позволяют им выбраться в верхнюю часть рейтинга. Тыва, с ее богатой природой и национальным колоритом, где любят отдыхать и министр обороны Сергей Шойгу, и глава государства, манит своей дикой природой и отсутствием того самого, желанного, туристического потока. Что уж говорить про труднодоступные для обывателей Чукотку, Магадан или Якутию?

Вместе с тем, в эту группу отстающих традиционно попадают республики Северного Кавказа. Благоприятный климат, удивительная природа и пейзажи – все это является мощным базисом для развития здесь туризма. Так в горах Ингушетии уже работает горнолыжный курорт «Армхи», а в Чечне строится всесезонный комплекс «Ведучи». Кстати, эти две республики имеют самый низкий уровень преступности в стране.

Надеемся, что постепенно и эти регионы улучшат свои позиции в Национальном туристическом рейтинге.

Александр ФЕДУЛИН

ректор Российского государственного университета туризма и сервиса, профессор

Уходящий год для туристической отрасли я оцениваю неоднозначно. Согласно официальной статистике, из всех иностранных прибытий в Россию более 65% приходится на «туристов» из республик бывшего СССР. Количество туристов из других стран составляет около 35%, в том числе на страны ЕС приходится около 13%. В том же время благодаря упрощению визового режима увеличился приток туристов из стран Азиатского и Средневосточного направления.

Безусловно, самым важным событием уходящего года стал Чемпионат мира по футболу. Согласно подсчетам оргкомитета «Россия-2018», болельщики потратили за месяц не менее 121 млрд. руб., а число приехавших зарубежных гостей (около 2,9 млн.) намного превзошло количество гостей любого иного мероприятия, когда-либо проводившегося у нас в стране (зимняя Олимпиада 2014 года в Сочи привлекла не более 700 тыс. человек).

Среди достижений можно отметить интересную новацию, которую принес ЧМ: особый порядок въезда иностранных граждан на территорию России по паспорту болельщика (FAN ID), который, по сути, является электронной визой.

Важно отметить и то, что туризм был официально признан значимой частью несырьевого экспорта РФ.

Кроме того, осуществляется поддержка предпринимательства в сфере туризма путем применения механизмов субсидирования. Это субсидирование туристских компаний, обеспечивающих прирост по отношению к предыдущему периоду числа иностранных туристов, посетивших Россию. А также субсидирование на возмещение затрат туроператоров на реализацию комплекса мер по продвижению российских туристских маршрутов на рынках целевых стран.

Одновременно ведется определенная работа по легализации доходов в сфере туризма, вывода туризма из теневого сектора.

Начала эффективно функционировать автоматизированная информационная система комплексной поддержки развития въездного и внутреннего туризма (АИС «Туризм»).

В 2018 году продолжился процесс формирования туристских брендов регионов и отдельных проектов. Это очень хорошо видно по результатам профессионального конкурса, который организует совместно с Торгово-промышленной палатой РФ наш университет «Туристский бренд: лучшие практики». В частности, появился и заявил о себе региональный туристский и экспортный бренд «Русь Новгородская». Разработана «Имиджевая символика города Мурманска».

В регионах проводятся очень интересные этнографические фестивали, например, в Тверской области — Фестиваль карельского пирога «КАЛИТКА».

Интенсивно развивается туризм в Республике Татарстан. Это проекты «Великий Болгар. Древняя цивилизация на Волге», «Остров-град Свияжск», Музей чак-чака и другие.

Для РГУТИС этот год прошел под знаком детского туризма. Мы анализировали успешные проекты в этой области, выявили наиболее интересные практики регионов, в частности, Ярославской области, Республики Бурятия, Тульской области.

Научное подразделение РГУТИС завершает очень интересный проект, который может быть тиражирован на все регионы РФ – рейтинг туристкой конкурентоспособности муниципальных образований Московской области. Надеемся, что это принесет пользу развитию туризма в целом по стране.

Елена ТРУБНИКОВА

председатель Ассоциации оздоровительного туризма

Сейчас уже можно говорить о том, что сформировался уверенно растущий тренд на оздоровительный туризм. Быть успешным и здоровым – необходимо, и россияне стали встраивать в стратегию сохранения своего личного здоровья поездку на лечебный курорт.

Мы также видим положительную динамику на рынке инвестиционных проектов в сфере санаторно-курортного лечения. Отрадно, что присутствуют все фазы инвестиций: активно обсуждаются концепции новых санаториев и spa-отелей, многие уже перешли от проектирования к строительству.

Например, власти Ставропольского края заявляют о восьми новых санаторных объектах, которые строятся в регионе на средства частных инвесторов. В Краснодарском крае в хуторе Кубанском Белореченского района частный инвестор Александр Удодов построил бальнеолечебницу.

Частные инвестиции приходят в отрасль, когда там очевидно есть потенциал развития рынка. И суммы вложений в объекты оздоровительного туризма могли быть значительно больше при выполнении двух условий. Во-первых, необходимо сформировать конкретные налоговые преференции для инвестиций в санаторно-курортные объекты. Во-вторых, оздоровительные кластеры России, в том числе Кавказские минеральные воды, Адыгея, Краснодарский край, подмосковные санатории, должны продвигаться на российском рынке единым брендом также организовано и успешно, как продвигают свои курорты наши турецкие коллеги или страны Европейского союза.

По-прежнему остается не решенным вопрос с налогом на землю больших курортных парков, которые принадлежат санаториям. Ставка налога недопустимо взлетела по значительному количеству объектов, т. к. санатории находятся в популярных курортных регионах с высокой кадастровой стоимостью. Экономика санатория никак не выдерживает налога в 1,5%.

Среди успешных санаторно-курортных проектов я бы выделила санаторий «Источник» в Ессентуках, который был введен в эксплуатацию в позапрошлом году. Новый санаторий Rosa Springs в Красной Поляне, позиционирующий себя как бальнеологический отель, получил высокую оценку среди молодой аудитории и также успешно развивается.

Показатель EBITDA санатория может достигать 20%. Срок окупаемости проектов составляет 7-10 лет, большого комплекса – 15-20 лет. В умелых руках эти сроки еще меньше.

Сергей РОМАШКИН

генеральный директор туроператора «Дельфин»

Безусловно, самое яркое туристическое событие года — ЧМ-2018. Россия показала себя как гостеприимная и добродушная страна. Сотни тысяч зарубежных и российских болельщиков по-новому увидели Россию. Внутренний и въездной туризм получили импульс для развития в последующие годы. Но ожидать, что рост произойдет сам собой, — наивно. Нужна ежедневная кропотливая работа, нужны новые идеи и новые планы.

Самый успешный туристический проект этого года — Крымский мост, который позволил республике принять почти на миллион туристов больше, чем в 2017 году. Дорога стала быстрее и дешевле для туристов. Мы ожидали увеличение турпотока в Крым, но рост на 20% — поразителен.

Еще я бы хотел отметить завершение в этом году работы над туристическим брендом России. Новый символ поможет всем участникам рынка, в том числе и регионам, сформировать региональные бренды, региональные концепции продвижения. Можно спорить, насколько новый бренд хорош, но без него серьезная маркетинговая работа была невозможна.

Для «Дельфина» год был удачным: рост по пляжным направлениям составил 10-20%, общий рост 12-13%, поскольку немного снизились показатели по экскурсионным турам. Основная проблема, с которой мы имеем дело, — макроэкономическая. Мы видим, что доходы туристов не растут, семьи переходят в режим экономии, расходы на туризм «режутся» в первую очередь.

Тем не менее, наш прогноз на 2019 – осторожный рост, возможно, за счет снижения выезда и перераспределения туристов. Ждем их возвращения на внутренние направления. Долгосрочные прогнозы делать все труднее, ситуация меняется слишком быстро.

Игорь КЕХТЕР

вице-президент Ассоциации малых туристских городов

В 2018 году интерес туристов к малым городам увеличился. Рост посещений был отмечен в сегменте индивидуальных туристов и семей с детьми. А вот количество туристских групп осталось на уровне прошлого года.

Особый интерес у отдыхающих вызывают местная кухня, блюда, приготовленные по специальным рецептам, и продукты. Так, по нашим данным, количество посетителей гастрономических заведений значительно выросло в Азове и Суздали. В ресторанах Суздаля рост среднего чека составил 9%. Были открыты кулинарные студии с мастер-классами и интересными рецептами в Угличе, Азове, Тарусе, Суздале.

Для более динамичного развития туризма в малых городах необходима отличная транспортная доступность. Города, которые обошла стороной «жесткая» индустриализация, смогли сохранить свой исторический облик. Но сегодня им тоже нужны хорошие дороги и современный транспорт.

Еще одной проблемой является то, что бюджеты малых городов не могут позволить себе проведение дорогостоящей реставрации исторических зданий. Правда, в этом году 80 малых городов смогли выиграть во Всероссийском конкурсе проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, проводимом Министерством строительства России. Они получат деньги на реализацию своих проектов, в том числе по благоустройству территорий. Надеемся поддержка малых городов со стороны федеральной власти будет продолжена.

Наша ассоциация объединяет 13 туристских городов: это Азов, Боровск, Гороховец, Елабуга, Елец, Каргополь, Кунгур, Мышкин, Соликамск, Суздаль, Таруса, Тобольск и Углич. В этом году в Тобольске состоялось крупное и значимое для нас мероприятие – 4-й Фестиваль малых городов, который прошел при поддержке Министерства культуры РФ. Это событие объединило 65 городов из 23 регионов и вызвало международный интерес: Греция и Болгария направили свои делегации.

В этом году мы также активизировала работу по проекту «Великое в малом»: великие люди в малом городе, великие события в малом городе, великая красота в малом городе. Это формирование визуального, идеологического портрета малого города с опорой на узнаваемые и значимые в масштабах страны образы и истории, которые привлекают новых гостей, а также открывают города с неожиданной стороны.

Сергей КРИВЦОВ

председатель Межрегиональной туристской ассоциации «Приволжье», руководитель проекта «Международная туристская лига «Евразия»

Оцениваю год очень положительно. Усилились процессы интеграции в туристской сфере на Евразийском пространстве среди постсоветских стран, входящих в содружество ЕАЭС. В ноябре этого года Президент России Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые провели большой двухсторонний форум, который был посвящен вопросам внутреннего и въездного туризма. Оба президента выступили на пленарном заседании и подробно проанализировали возможности наших стран в этой важной сфере экономики.

Продолжил успешно развиваться и наш проект — Международный туристский фестиваль-конкурс видео, фото и анимации «ДИВО ЕВРАЗИИ». Важность проекта заключается и в налаживании деловых взаимодействий между представителями турсферы, и в популяризации путешествий по нашим странам через такой важный маркетинговый инструмент, как видеоролики и короткометражные фильмы о туризме. В этом году конкурс вызвал значительно больший интерес среди представителей туристской и санаторно-курортной сферы дружественных нам стран — Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. На финале от них были представлены очень интересные и качественные видеопроекты, часть из которых стали призерами и победителями конкурса. Фестиваль, как и в прошлом году, проходил в Оренбурге в рамках Международного Евразийского экономического форума «Оренбуржье — сердце Евразии».

Также нами была создана международная туристская лига «Евразия», которая нацелена на развитие событийного туризма в странах ЕАЭС.

Оригинал материала:
http://russia-rating.ru/
*
Общественное объединение «Башкорт» признано экстремистской организацией (запрещена в РФ решением Верховного суда республики Башкортостан от 16.09.2020г.)
Реклама на веке
Фестиваль Discover Russian Cuisine представил российскую кухню и гастрономию на высшем уровне Россияне экономят на новогодних подарках