Президент РФ поручил правительству обеспечить создание единой системы мониторинга реализации национальных проектов. Как сообщает ТАСС со ссылкой на текст документа, перечень поручений утвержден по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления 30 января 2020 года.
Документом правительству поручено обеспечить создание единой информационной аналитической системы мониторинга реализации нацпроектов на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и ее интеграцию с государственными и ведомственными информационными системами. Срок выполнения поручения - 1 декабря 2020 года.
Кроме того, до 1 сентября 2020 года кабмину придется разработать методические рекомендации по организации участия органов местного самоуправления в реализации региональных проектов для обеспечения достижения целевых показателей соответствующих национальных проектов.
Правительству также поручено внести в законодательство изменения, предусматривающие обязательное размещение в Интернете органами местного самоуправления материалов по вопросам, которые выносятся на публичное слушание или общественное обсуждение, и результатов слушаний, а также возможность направления гражданами своих предложений в электронной форме.
Поручение президента создать единую систему мониторинга реализации нацпроектов не является новостью – об этом еще 12 февраля говорил новый премьер Мишустин на первом заседании президиума совета при президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам. Соответственно, делает вывод директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский, Владимир Путин, скорее, закрепил сказанное, подтвердив таким образом, что слова премьера не являются пустым звуком.
В частности, отметил эксперт в интервью «Веку», речь идет о сложной многофункциональной информационно-аналитической системе, которая будет интегрировать данные «практически всех» ведомств, ответственных за исполнение проектов. Иными словами, эта система будет работать по принципу снизу вверх и позволит мониторить данные по реализации в режиме реального времени на уровне муниципалитетов и регионов, где они сосредоточены – конечная информация будет передаваться в правительство ответственным чиновникам, а те, в свою очередь, будут нести персональную ответственность за выполнение задач. В этом случае риски неисполнения заложенных бюджетов на каждый год и, как следствие, отклонения от плана сводятся к минимуму. Предполагается, что такая система создаст жесткую связку центра и регионов.
Между тем, уверен Жарский, такого рода инициатива в период интенсивного развития цифровых технологий в стране фактически не имела шансов не появиться. Это многоступенчатая задача, которая потребует существенных вливаний из бюджета, а также времени на ее реализацию. В своем поручении президент обозначил сроки ввода такой системы – 1 декабря текущего года. Это означает, что 2020 год рискует стать еще одним потерянным годом для реализации целей нацпроектов, поскольку фактически в течение всего года такая система будет только формироваться, а, значит, мониторинг и отслеживание могут стать недостаточно прозрачными.
Понятное дело, что чиновники уже несут персональную ответственность, но, учитывая высокий уровень сложности самих проектов, можно прогнозировать, что отчетность будет формироваться не всегда в пользу самих проектов, полагает Жарский. Если действительно 2020 год станет таким же «провальным», как и прошлый, то практическая польза нацпроектов продолжит терять свою цену, так как для их полноценной реализации по факту останется ровно половина срока.
И все же, уверен аналитик, государство вполне располагает всеми механизмами для того, чтобы демонстрировать выгодные стороны реализации проектов и не акцентировать внимание на проблемных, что, скорее всего, и будет сделано.
Так, внедрение системы мониторинга позволит отслеживать исполнение национальных проектов в реальном времени, полагает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Наверняка, по его словам, реализация проектов будет разбита на различные временные этапы с назначением ответственных ведомств, лиц, несущих персональную ответственность, а также с обозначением объемов финансирования и сроков освоения средств. Это также решит проблему межведомственного взаимодействия и согласований проектов на разных уровнях. Именно это является главной преградой в реализации нацпроектов – очень большое число различных организаций, множество согласований и т.д. требуют времени.
Насколько всеобъемлющей получится сделать такую систему мониторинга – от этого зависит и конечный результат, уверен эксперт. Здесь главное сроки. Но, поскольку в прошлом году уже стало известно, что большая часть выделенных на нацпроекты средств даже не была освоена, этот факт наверняка подстегнет весь процесс. Также не стоит забывать, что некоторые проекты уже достаточно успешно реализуются, а с помощью мониторинга к нужным показателям подтянутся и другие направления. В частности, сейчас на высоком уровне находится выполнение проектов «Жилье и городская среда» (растут объемы жилищного строительства и снижается процент по ипотеке), «Здравоохранение» (активно реализуются проекты ФАПов в регионах) и «Экология» (рекультивация свалок и полигонов).
Единая система мониторинга реализации национальных проектов – универсальный ресурс, который позволит отслеживать динамику реализации программ в режиме реального времени, уверен лидер Партии социальной защиты Владимир Михайлов. Зачастую, заявил он «Веку», о срывах сроков нацпроектов становилось известно в конце года, когда сделать что-то для исправления ситуации было уже нереально – деньги не были освоены и возвращались в казну, а регион оставался без ключевого проекта. Более того, своевременная реализация нацпроектов позволяет достичь увеличения темпа роста ВВП, стимулировать потребительский спрос и улучшить качество жизни граждан нашей страны.
Поэтому нужен контроль на всех этапах реализации проектов: федеральном, региональном, муниципальном уровнях, уверен политик. Тогда станет понятно, где произошел сбой, была задержка с выделением средств и оформлением документов. Зачастую последнее является одной из главных причин срыва реализации нацпроектов на местах. Например, в штате муниципалитета нет нужного числа компетентных сотрудников.
Если говорить о причинах срывов точечно, то нужно понимать, что не все проекты и в самом деле показали плохую динамику, отмечает Михайлов. Например, во многих регионах были выстроены новые медицинские учреждения по проекту «Здравоохранение», детские дошкольные и школьные учреждения в рамках программы «Образование». Часть муниципалитетов не справилась с «Цифровой экономикой» и «Дорогами» - так как это масштабные проекты, в которых задействованы многие организации, поэтому систему работы только предстоит наладить.
Проект системы мониторинга реализации национальных проектов планируется завершить до конца декабря 2020 года. Значит, делает вывод Михайлов, администрации муниципальных образований начнут работу с ней в первой половине 2021 года, а первые результаты можно будет увидеть, когда система полноценно заработает.
Мониторинг, если он будет качественный, может стать хорошим инструментом, но всего лишь одним из, признает и глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин. При этом система, заявил в интервью «Веку» эксперт, не может гарантировать успешного стимулирования и выполнения нацпроектов. Больше всего у критиков нацпроектов вызывает вопрос качества проектной документации, ТЭО и их экономический эффект, соизмеряя необходимые траты.
И все же реализация, как мы знаем, зачастую отстает от плана графика, отмечает аналитик. Например, камеры, которые установили в рамках стройки космодрома Восточный, так и не помогли его достроить. Даже сам президент заявляет, что на стройке Восточного средства расходятся не по назначению миллиардами. Так что поживем – увидим.