Отметим, что систематизация изначально не предполагала введение новых налогов, а лишь наведение порядка среди уже имеющихся платежей, не обладающих признаками налога. Впрочем, в Минфине пришли к выводу, что действующая система крайне неэффективна, именно поэтому госпрограммы по улучшению экологической обстановки приходится финансировать за счет других доходов региональных и федеральных бюджетов.
Плательщиками налога станут компании и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, деятельность которых вредит экологии. От нового сбора освободят лишь тех, у кого при производстве отходы подпадают под классификацию твердых бытовых.
Рассчитывать налоговую базу по новому сбору будут исходя из объема или массы выбросов, наносящих ущерб окружающей среде. Ставки будут фиксированными и устанавливаться для каждого вредного вещества в отдельности. Так, за тонну выброса в атмосферу диоксида азота придется заплатить 138,8 рубля, а за тонну хлора — 181,6 рубля.
Основной целью введения экологического налога в пояснительной записке называется стремление обеспечить финансирование экологической политики, проводимой по всей стране с целью обеспечения права россиян на благоприятную окружающую среду.
Публичное обсуждение документа продлится до 31 августа.
Главный вопрос экспертов и представителей бизнеса к анонсированному документу касается неопределенности распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней. На текущий момент большая часть платы за негативное воздействие остается в регионах и направляется на компенсацию ущерба, нанесенного экологии.
Новации по экологическому налогу должны стать частью более глобальных изменений. Ранее в правительстве обещали реформирование всех неналоговых платежей. Согласно озвученным планам будет сформирован спецреестр таких сборов, а часть из них будет переведена в налоги и включена в Налоговый кодекс.
Ранее представители предпринимательского сообщества отмечали, что у бизнеса отсутствует единая позиция по вопросу перевода экосбора в налог — по этой теме лишь предстоит «активная дискуссия».
В мае этого года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил финансовому блоку правительства проработать до конца лета вопрос о неналоговых платежах, а также обеспечить баланс частных и публичных интересов.
Месяцем ранее замминистра финансов Илья Трунин заявлял, что Минфин предложил внести отдельной главой в Налоговый кодекс все квазиналоговые платежи. По его словам, речь идет о таких сборах, как экологический, утилизационный, курортный, а также об отчислениях в резерв универсального обслуживания операторов связи.
Глава РСПП Александр Шохин ранее отмечал, что включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс имеет для бизнеса как плюсы, так и минусы. Положительной стороной этих изменений он называл достижение в итоге высокого уровня законодательства. Отрицательным моментом – ужесточение ответственности: если сейчас за неуплату этих неналоговых платежей предпринимателям грозит лишь административное наказание, то после внесения их в Налоговый кодекс наказание станет уголовным.
Отметим, что в начале года с идеей ввести экологический сбор выступил Минздрав. Ведомство, впрочем, предлагало распространить его действие лишь на производителей сигарет. Как подчеркивалось, введение сбора поможет уменьшить вред, наносимый окружающей среде, в том числе от выбрасываемых курильщиками окурков.
В Минздраве настаивали на том, что введение такого налога может стать действенной мерой по улучшению экологической ситуации в стране и инициатива могла бы быть включена в национальный проект в сфере экологии.