Как давно и как часто вам приходится слышать от своих знакомых или вообще посторонних людей о том, насколько и во сколько силы западных стран и НАТО в частности превосходят по военной мощи российскую армию? Готовы поспорить, что вы неоднократно слышали фразу: «случись война, Россия будет разбита за несколько часов». Как оказалось, суровая действительность не так проста, как рисует фантазия отдельных «экспертов». И недавние учения НАТО в очередной раз подтвердили, что в условиях восточной Европы западный контингент будет разбит в пух и прах, а шансы унести ноги почти не останется.
Как пишет американское издание Washington Post, в случае попытки реального вторжения в Польшу или Прибалтику, силы НАТО будут поставлены в крайне «неловкое» положение. Виной всему специалисты называют недостаточно развитую инфраструктуру и ужасное состояние дорог в восточноевропейском регионе.
Все очень серьезно
Проведенные не так давно американскими военными и командованием НАТО в Европе военные игры, продемонстрировали, что уже в первой фазе войны силы Североатлантического Альянса начнут крупно проигрывать из-за проблем с инфраструктурой в указанном регионе. Даже передовые части сил Альянса не смогут оперативно выдвинуться к восточными границам Польши в случае конфликта с Россией из-за полуразрушенных мостов и слишком узких и разбитых дорог. Говоря о тыловых частях, обозреватели Washington Post, и вовсе, отмечают, что они будут вынуждены преодолевать сотни километров пути, теряя на ходу технику и в буквальном смысле уничтожая время. И даже если они доберутся до реального театра боевых действий, их состояние к этому моменту можно будет оценивать как неудовлетворительное. По данным издания, американские военные эксперты убеждены в том, что за это время российские вооруженные силы успеют занять все территорию Прибалтики. Шансов на успех у западных военных в этом случае практически нет.
Здесь хотелось бы сделать небольшое отступление и обратить внимание читателя на тот факт, что мы говорим не о досужих размышлениях каких-то скептически настроенных обозревателей одного из изданий, а о вполне вменяемых и аргументированных заявлениях действующих военных чиновников от Альянса.
К примеру, по словам одного из командиров американского контингента в Европе Адама Лаки, проблемы с инфраструктурой у сил НАТО появляются и сегодня, когда войскам приходится часто принимать участие в учениях и менять места своей дислокации, курсируя между несколькими странами. По его словам, тяжелая техника американских вооруженных сил, которая принимала участие в военных учениях на территории Грузии, после проведения мероприятия возвращалась к месту своей постоянной дислокации в течение 4 месяцев – перевезти технику можно было только по железной дороге, в противном случае ее ожидали бы еще большие материальные и временные затраты.
А вот бывший представитель Соединенных Штатов в Альянсе Дуглас Льют утверждает, что в НАТО до сих пор не разработали четкого плана по защите восточноевропейских членов Североатлантического Альянса. И это при том, что они стали членами НАТО почти полтора десятка лет тому назад. Выходит, какое-то мнимое показное участие и, как только запахнет порохом, помогать прибалтийским странам и Польше будет попросту не кому, в том числе и из-за отсутствия реального желания этим заниматься. «Мы никогда не задумывались над тем, что в эти страны придется перебрасывать столь большие силы, однако после 2014 года ситуация всерьез изменилась», - утверждает Льют. Впрочем, и это его заявление можно счесть лишь неумелой попыткой оправдать уже заметную невооруженным взглядом слабость Альянса перед серьезной силой.
Разруха, но кто в ней виноват?
В издании также отдельно обращают внимание на тот факт, что российские военные намного лучше знакомы со странами Восточной Европы, потому что те в свое время были членами Организации Варшавского договора и с тех самых пор ситуация с дорогами и инфраструктурой в этих странах существенно не изменилась. И вот здесь, как нам кажется, многоуважаемый Washington Post немного ошибся адресом. Ну, в самом то деле, не Россия же с 2004 года (года вступления стран в Альянс) разваливала мосты, дороги и прочую инфраструктуру, чтобы потом успешно обратить все это в свою пользу. Видимо, нет! Тогда, кто во всем этом виноват? Конечно же те, кто принимал Польшу и прибалтийские республики в НАТО лишь с точки зрения расширения географии, а никак не усиления Альянса и уж точно не для защиты этих стран от любых потенциальных или надуманных угроз.
Еще одной проблемой для войск НАТО в регионе называют несоответствие размеров колеи на железной дороге разных стран. Дескать, при переброске техники по железнодорожным путям придется потратить немало времени для ее перегрузки на подвижные составы, приспособленные для движения по колее другого стандарта. Доходит и до смешного, в НАТО, допустим, отмечают, что из Литвы в Польшу и обратно можно добраться всего по одной единственной дороге. Да и она, утверждают эксперты, петляет между болотами и непроходимой местностью, поэтому заблокировать этот путь можно, просто перевернув посреди дороги небольшой грузовик.
Одной из самых значимых проблем региона американские военные эксперты называют жуткую бюрократию. То есть, перебрасывать войска по территории Германии власти этой страны разрешают только в темное время суток, а шведские власти пошли еще дальше – они требуют подавать заявку на передвижение войск за три недели до их выхода на марш. Разумеется, в случае полномасштабной войны это ограничение быстро снимается, но о локальных конфликтах этого сказать нельзя. Такая вот выходит смешная история с величием самой «непобедимой» армии на планете.