Назарбаев: уйти, чтобы остаться

Решение Нурсултана Назарбаева уйти с поста президента Республики Казахстан начиная с 20 марта 2019 года свидетельствует о том, что правящая элита страны запустила сценарий транзита власти от старшего поколения к более молодому.

Да, Назарбаев – бессменный глава Казахстана на протяжении последних почти 30 лет, начиная еще с советских времен. Глава правительства (тогда эта должность называлась Председатель Совета Министров) Казахской ССР с 1984 года по 1989 год, первый секретарь ЦК Коммунистической партии Казахстана с 1989 по 1991 годы. Последний коммунистический глава республики с 1990 года совмещал пост руководителя Коммунистической партией страны и должность президента Казахстана. Начиная с 24 апреля 1990 года и на протяжении 29 лет Назарбаев занимал пост президента независимого Казахстана, побеждая на выборах пять раз (в последний раз это были досрочные выборы в апреле 2015 года).

Но как бы правящая элита не оттягивала решение задачи по транзиту власти, на повестку дня ее поставила сама жизнь. Назарбаеву 6 июля 2019 года исполнится 79 лет. Время идет, официального (да и неофициального) преемника у Елбасы (лидера нации) нет. Поэтому элита Казахстана решила, что лучше запустить процесс транзита власти под своим контролем, чем потом испытать на себе все неожиданности и риски, когда группам влияния и кланам придется выбирать нового главу государства в условиях форс-мажора.

Если говорить по сути, решение Назарбаева – это не уход на политический отдых, а делегирование оперативных полномочий. Как дал понять сам экс-президент, он оставляет за собой стратегически важные посты главы Совета Безопасности Республики Казахстан, лидера правящей партии «Нур Отан» и главы Ассамблеи народов Казахстана. Кроме того, он остается членом Конституционного совета.

Реклама на веке

Самый интересный орган в данном списке – это Совет Безопасности Республики Казахстан. Специально для такого поворота в 2018 году полномочия Совета трансформировали. Елбасы получил право пожизненно возглавлять этот консультативно-совещательный орган. Кроме того, глава Совета фактически самостоятельно формирует его состав. А, значит, может гарантировать, что большинство голосов будут контролировать лояльные ему люди.

Наконец, самое главное – полномочия. Совбез занимается планированием государственной политики и оценкой работы государственных органов. При этом сам Совет Безопасности напрямую ничем не руководит и, соответственно, не отвечает за конкретные решения, а только координирует работу государственных органов.

Очень грамотная постановка вопроса, потому что координация – это очень широкое понятие. А под предлогом защиты национальной безопасности, укрепления обороноспособности и обеспечения законности и правопорядка можно контролировать любую сферу государственной жизни - от нефтегазовой сферы и до воспитания молодежи. Отдельным пунктом в списке полномочий Совета Безопасности является координация деятельности правоохранительных органов и спецслужб. И тот факт, что полицию и спецслужбы вынесли в списке отдельным пунктом, лишний раз подтверждает, какое значение аппарату насилия придают Назарбаев и его ближайшие соратники. Кроме того, Совбез влияет на кадровую политику, проводя обсуждение всех кандидатур на посты министров, других центральных и местных органов власти, региональных руководителей и мэров (акимов) и т. д. Кстати, раз в год правительство Казахстана обязано выступать с докладом о своей работе по защите обороноспособности и обеспечению правопорядка.

Поэтому на самом деле Назарбаев не уходит, а просто делегирует повседневные полномочия. И если оценивать с точки зрения полномочий, то за решение рутинных вопросов, как и прежде, будет отвечать премьер-министр Касым-Жомарт Токаев, который формально получил пост врио президента. А Назарбаев и его ближайшие соратники сохраняют за собой контроль над таким важным органом, как Совет Безопасности, планируя определять стратегический курс государства, корректировать работу премьера и правительства, а также местной власти, а главное – контролировать правоохранительные органы, гарантируя личную безопасность и безопасность лояльных бизнес-структур.

Наир Алиев, журналист (Азербайджан)

Как говорится, Назарбаев ушел, чтобы остаться. Он формально подал в отставку с поста президента, но фактически сохранил за собой практически всю полноту власти. К такому его решению все активно готовились, начиная с прошлого года.

Назарбаев остается руководителем Совета Безопасности, лидером правящей партии «Нур Отан», а также главой Ассамблеи народов Казахстана. То есть, он сохранил в своих руках контроль за силовиками и внешней политикой, а остальные полномочия делегировал своим соратникам.

Один из позитивов такого решения – теперь в результате просчетов в политике народное недовольство не будет направлено непосредственно на Назарбаева. Но при этом, видимо, власти Казахстана планируют, что принимать все ключевые решения будет именно он.

Олжас Кожахмет, публицист, участник клуба «Ресентимент» (Казахстан)

Назарбаев «сдержал свое обещание», что досрочных выборов президента не будет. На весь оставшийся срок президентских полномочий, т.е. до 2020 года минимум, врио главы государства будет премьер-министр Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

Кроме того, обратите внимание, что президент сделал свое заявление накануне праздника Наурыз (день весеннего равноденствия), когда люди настраиваются на длительные выходные и концентрируются на частной жизни.

Главный риск в такой ситуации заключается в том, что в Казахстане складывается ситуация фактического двоевластия, когда Назарбаев возглавляет Совет Безопасности, а официальным президентом является другой человек, чреватая в перспективе серьезным политическим кризисом.

Окончательно уйти Назарбаев не может. Поэтому он сохранил за собой не только звание Лидера нации (Елбасы), но и пост председателя Совета Безопасности Республики Казахстан. Важно, что не так давно власть трансформировала этот совещательный орган в конституционный и наделила Совет правом вмешиваться в работу государственного аппарата.

Поэтому на самом деле Назарбаев не ушел – он оставил за собой полномочия по контролю за созданной им государственной машиной и политической системой.

Лично я расцениваю этот его шаг как попытку предотвратить любые перемены в Казахстане. С самого начала прогнозирую, что эта попытка будет безуспешной.

Реклама на веке
Финляндия названа самой счастливой страной мира Минфин анонсировал сокращение госслужащих