Неуверенность в завтрашнем дне. Будут ли строиться новые туробъекты в России?

Неуверенность в завтрашнем дне. Будут ли строиться новые туробъекты в России?
Фото: http://regnum.ru/Анна Рыжкова
Счетная палата (СП) вскрыла грубейшие нарушения при реализации нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Аудиторы отметили недостаточную результативность расходования бюджетных средств, а также затягивание в регионах сроков готовности инфраструктуры туристических кластеров.

Итоги проверки

Проверка задействованных министерств и ведомств началась в сентябре 2023 года и шла восемь месяцев. Нецелевого использования бюджета на развитие инфраструктуры Счетная палата не выявила, но и не похвалила за реализацию государственной политики.

Нормативно-правовое регулирование в туристической отрасли отстает, и исполнение мероприятий федерального проекта идет ни шатко, ни валко. Планы развития туртерриторий если и даже реализуются, то как-то неубедительно.

Реклама на веке

Деятельность Минэкономразвития, Минстроя, корпорации «Туризм.РФ», которые стали получателями субсидий и бюджетных инвестиций на реализацию мероприятий федерального проекта «Развитие инфраструктуры», Счетная палата оценила как «недостаточно результативную». На начало 2024 года не обеспечен ввод в эксплуатацию 25 объектов инфраструктуры туристических кластеров.

«В 2021–2023 годах на реализацию мероприятий федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» было направлено 110,5 млрд. рублей. Средства были доведены до получателей в полном объеме, нецелевого использования средств федерального бюджета проверкой не установлено.

В то же время должна быть повышена результативность деятельности исполнителей проекта – Минэкономразвития, Минстроя, а также корпорации «Туризм.РФ» и отдельных субъектов Российской Федерации, которые являются получателями субсидий и бюджетных инвестиций на реализацию мероприятий проекта», – констатировала аудитор СП Наталья Трунова.

Из шести запланированных к вводу в эксплуатацию в 2023 году объектов инженерной и транспортной инфраструктуры введены только два объекта. Из 41 объекта инженерной и транспортной инфраструктуры, а также мероприятий по технологическому присоединению к сетям, начало строительства которых предусматривалось в 2022–2023 годах, в 2023 году профинансировано только 25.

Завершив проверку, аудиторы Счетной палаты направили обращение в Генпрокуратуру. Суть претензий надзорного ведомства к Минэкономразвития и Минстрою не раскрывается.

Планы и финансы в туристической отрасли

Комплексное развитие внутреннего и въездного туризма предусмотрено Стратегией развития туризма до 2035 года. В нее включено 66 мероприятий: за 38 из них ответственно Минэкономразвития, по одному — у Минстроя и корпорации «Туризм.РФ», остальные 26 — на иных органах исполнительной власти и организациях.

На решение задач, определенных стратегией, направлен национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» — на него в 2021–2023 годах было предусмотрено 160,5 млрд. рублей. В свою очередь, из этих средств 72%, или 115,2 млрд. рублей, приходилось на федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры».

На реализацию нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2023–2024 годах выделено около 100 млрд. рублей, заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий этот национальный проект.

«В рамках этого нацпроекта отрасль туризма получила беспрецедентное финансирование и условия для развития. Если в 2018 году на туризм из федерального бюджета было выделено 3,7 млрд. рублей, то в 2022 году – 67,7 млрд. рублей. Это 18-кратный рост», – сообщил Чернышенко.

По его словам, к 2030 году поставлена задача увеличить число туристических поездок по стране до 140 млн. в год. В декабре 2020 года по решению премьер-министра Михаила Мишустина была создана корпорация «Туризм.РФ».

Что мы имеем сегодня

Лидерами по уровню дефицита мест в отелях в Счетной палате называют Новгородскую и Ленинградскую области. В первой на один номер в отеле в среднем приходится 122 туриста, а во второй — 295. В Новгородской области планируют реализовать два инвестиционных проекта на 690 единиц номерного фонда. В Ленинградской области реализуют три, но в результате номерной фонд пополнится только 329 единицами.

В Алтайском крае на один номер приходится 50 туристов, в Краснодарском крае — 38. При этом оба региона гораздо активнее увеличивают номерной фонд. В Алтайском крае он в скором времени пополнится на 2,5 тыс. единиц, а в Краснодарском — на 9 тыс. единиц.

По словам аудиторов, в период с 2019 года по 2023 год во многих регионах не соблюдались сроки строительства новых туристических объектов. Так, к 1 января текущего года в строй вовремя не было введено 25 объектов размещения в 13 регионах. Бюджету их строительство обошлось в 12,3 млрд. рублей.

В Иркутской области к 2024 году должно было на 100% завершиться создание инфраструктуры улично-дорожной сети туристического кластера «Ворота Байкала». По факту к указанному сроку было выполнено 0% работ.

На создание инфраструктуры, обеспечивающей четыре объекта «Шерегеша», Минстрой в 2023 году выделил 1,6 млрд. рублей. При этом по двум из четырех объектов увеличены сроки строительства. Из запланированных изначально к вводу в эксплуатацию в 2023 году трех объектов на 1 января 2024 года техническая готовность одного объекта составила 67,4%, по остальным — от 22 до 25%. Основными причинами срыва сроков строительства стали низкие темпы производства строительно-монтажных работ подрядными организациями.

Причины затягивания строительства

Главный редактор портала Profi.Travel Артём Чумак пояснил, что когда заключается договор между банком и инвестором с участием корпорации «Туризм.РФ», просчитывается стоимость того или иного проекта.

«За последние же годы мы видим, как стройматериалы стремительно растут в цене чуть ли не каждый месяц, по крайней мере каждые полгода. А стройматериалы — это только одна сторона вопроса, транспортировка, логистические услуги тоже дорожают.

В результате проект рассчитывается, составляется, согласовывается, утверждается смета, выделяется банком под льготный кредит некая сумма. Затем, когда инвестор начинает воплощать проект в жизнь, оказывается, что цены стали другие. Либо ему нужно вкладывать свои деньги, либо отказываться от реализации.

Так, часть проектов была заморожена, когда оказалось, что инвесторы «не вписываются» в смету. Заново все согласовать по имеющимся правилам невозможно», - заявил Чумак.

Кроме этого, объясняет эксперт, когда объявили программу кредитования «Туризм.РФ», в отрасли появилось очень много людей, которые раньше не сталкивались с туризмом. Но ситуация вроде располагает к тому, чтобы вложиться. Спрос растет, а, значит, можно строить отели.

Однако, спрос растет сегодня, а завтра все может измениться. Невозможно просчитать, что будет завтра. Может быть, опять «откроют Европу» и туристы поедут туда. Поэтому многие после с консультаций с опытными экспертами поняли, что приняли скоропалительные решения, и свернули проекты.

Какие можно и нужно сделать выводы из сложившейся ситуации

Важно не просто выделять средства, а обеспечивать их эффективное использование с учетом реальных потребностей тех или иных регионов. Также стоит пересмотреть практику льготного кредитования, учитывая загрузку существующих гостиниц и объемы туристического потока.

Неравномерное развитие инфраструктуры не только сдерживает рост туризма, но и может негативно сказаться на репутации регионов как туристических направлений. Необходимо ускорить строительство туристических кластеров и обеспечить синхронизацию мастер-планов с региональными и федеральными программами.

Важно учитывать изменения в предпочтениях туристов. Растущий интерес к семейному отдыху требует увеличения числа семейных номеров в гостиницах, что также должно быть отражено в планах развития. Для достижения целей «Стратегии развития туризма до 2035 года» необходимо усилить контроль за реализацией проектов и синхронность действий всех участников процесса.

На снимке: туристы на Алтае.

Реклама на веке
Украину ждет «самая сложная в истории зима» В гости к Нептуну. Атака ВСУ на российскую буровую установку завершилась уничтожением 8 катеров с укронацистами