Леденящее душу видео, на котором показан охваченный огнем иллюминатор авиалайнера SSJ-100, сгоревшего накануне в столичном аэропорту Шереметьево и унесшего 41 жизнь, моментально облетели все российские СМИ и стали ярчайшей иллюстрацией этой ужасной катастрофы. Короткий и пугающий ролик был записан одним из находившихся на борту пассажиров злополучного рейса - в тот воскресный вечер инженер компании «Нижневолгоэлектромонтаж», житель Камышина (Волгоградская область) Дмитрий Харинин собрался в служебную командировку в Мурманск. Журналистам издания «Волгоград Онлайн» удалось связаться с автором видео и расспросить его о том, что происходило в салоне самолета за время его непродолжительного полета и в момент аварийной посадки, обернувшейся пожаром.
Ничто не предвещало беды
«Сначала все происходило так, как происходит всегда. Посадка пассажиров на борт шла спокойно и в штатном режиме. Мое место было 10F возле иллюминатора, откуда открывается вид на двигатель с правой стороны. Ничего не предвещало беды – стандартный инструктаж, размеренное руление к полосе, взлет. Я летаю на постоянной основе в связи со своей работой уже 11 лет, поэтому опыт полетов у меня большой. Самолет, конечно, потряхивало во время взлета, но это особенность Sukhoi Superjet 100 – это довольно легкий самолет, его немного сильнее других самолетов трясет», - рассказал изданию Дмитрий.
Удар от молнии был очень сильным
«Всего через несколько минут после того, как самолет взлетел и набрал высоту, мы попали в грозовое облако. Сейчас везде пишут о том, что в борт попала молния. Я ее сам видел – очень сильная. Удар даже в салоне услышал каждый из пассажиров. Но я не видел, чтобы имело место прямое попадание - полагаю, его и не было. Возможно, на нас подействовал электромагнитный разряд от молнии», - делится своими соображениями выживший пассажир.
Судно постоянно заваливалось
«Сразу же после удара молнии я понял, что мы не набираем высоту. Самолет начал выписывать круги. Как мне показалось, в двигателе по правую сторону самолета немного пропала тяга. Можно было почувствовать, что правый борт самолета регулярно заваливается, а пилоты пытаются ее выровнять вручную. Прошло всего 5-10 минут, после которых старший бортпроводник по радиосвязи объявила пассажирам о технических неполадках. По ее словам, борт вынужден вернуться в Шереметьево по техпричинам», - добавил собеседник издания.
Посадка была очень жесткой
«Самолет выписал несколько кругов, только после этого начался заход на посадку. И все это время чувствовались завалы на правый борт, но была уверенность, что все идет нормально. На тот момент пришло понимание: что-то идет не так. Я принял решение достать телефон для возможной съемки. Но даже не ожидал ничего такого. Сначала самолет подпрыгнул, но такое бывает, что шасси зацепляется не с первого раза. Но когда самолет зацепился повторно, уже знал, что удар будет очень сильным. Поджал ноги и приготовился. Касание о землю оказалось настолько мощным, что шасси не выдержало, и самолет лег на брюхо. Вместе с этим вспыхнул двигатель справа. Это произошло ровно в половине седьмого вечера. Я включил на телефоне видео и принялся снимать. Те, из выживших, с которыми я общался, утверждали, что сразу после удара загорелся двигатель с другой стороны. И все», - вспоминает пассажир.
Огонь с двигателя сдувало на фюзеляж
«Как только вспыхнуло пламя, все вокруг погрузились в панику. Корпус, получается, юзом пошел по земле. Самолет вертело по ходу движения против часовой стрелки, а набегающий при этом на горящее крыло поток воздуха сдувал огонь прямо на фюзеляж. Обшивка внутри нагрелась и начала дымить. Всего за пять минут до остановки движения сзади уже почувствовались порывы пламени. Вплоть до остановки все сидели на своих местах. Только после полной остановки поднялись и начали продвигаться к выходу. Я схватил документы и начал продвигаться к проходу. Даже пропустил несколько человек, но когда почувствовал сзади сильный жар, начал активнее двигаться вперед. Я не смотрел назад и не оборачивался. Даже не знаю, почему. Сделал несколько шагов, еще был не сильно густой, но довольно едкий дым, но пробежать его еще удавалось. Внезапно все вокруг начало заполняться черным густым дымом, дышать стало невозможно. Я сразу же припал к креслам, пониже, куда дым пока еще не добрался, сделал пару глубоких вдохов, задержал дыхание и продолжил двигаться к выходу. У выхода черная пелена мгновенно заканчивалась, тут же стояли две бортпроводницы, которые помогали пассажирам сориентироваться во время эвакуации»
Экипаж помогал до конца
«Девушки из экипажа находились в салоне самолета до последнего момента. А когда они покинули салон, после них выползли и вылезли еще 2 или 3 пассажира. Они уже почти без сознания скатывались по надувному трапу, их сразу же подняли и оттащили от горящего лайнера. Сложилось такое впечатление, что это все продолжалось буквально несколько мгновений. Но с момента начала пожара прошло целых 2 минуты. Все вокруг ругают спасательные службы. Но, на мой взгляд, они очень оперативно отработали. Ведь никому не была известна траектория движения самолета, сложно было предугадать, где именно он остановится. Да и предположить, что самолет воспламениться, никто не мог. Ничего не предвещало этой катастрофы», - утверждает Дмитрий.
Про пассажиров, которые спасали багаж
«Сообщения о том, что эвакуацию затормозили пассажиры, которые тянулись за своей ручной кладью, считаю совершенным бредом. Ведь даже по видео возле взлетной полосы можно увидеть, что если у кого и была с собой ручная кладь, то только небольшая – рюкзаки, сумочки. Но это инстинкт – хватать документы. Многие выскакивали вообще без ничего, я сам это видел. Мужчина, где-то 40 лет, вообще был в одних носках – ни телефона, ни документов, ни обуви, ничего вообще. Он так и выскочил сразу. О том, что были пассажиры, которые до последнего тянулись за своим багажом, закрывая при этом проход, я сказать не могу – я такого просто не видел», - подытожил очевидец.