Нижегородская область теряет туристов

Руководство Нижегородской области и Нижнего Новгорода называет туризм одной из приоритетных отраслей местной экономики и даже тратит какие-то деньги на его развитие. Но пока получается не очень.

Деньги - на ветер

В частности, весьма странные решения принимаются в плане рекламы и маркетинга Нижегородской области. Есть особая отрасль знаний – маркетинг территорий, который, судя по всему, остаётся тайной за семью печатями для тех, кто занимается тем, что они считают продвижением региона.

Так, управление делами правительства Нижегородской области выделило 1,7 млн. рублей на приезд в Нижний Новгород двух тиктокеров (блогеры в соцсети TikTok) – Карины Нигай и Андрея Глазунова. Предполагалось, что они своими постами в этой соцсети продвинут туристический потенциал Нижегородской области. Нижегородский тревэл-консультант Ирина Картушина сообщила «Веку», что 1,7 млн. рублей – это средняя цена по рынку блогеров, но в данном случае деньги на такую рекламу были потрачены зря.

Реклама на веке

Хотя бы потому, что аудитория для «продвижения» была выбрана крайне странная – основной массой пользователей TikTok являются подростки 10-13 лет, которым карманные деньги выдают родители и которые не могут передвигаться по стране без сопровождения взрослых.

И это ещё не всё. Записи в сторис Нигай и Глазунова были доступны всего сутки, после чего – исчезали! Усиленно продвигаемый тиктокерами аккаунт visitnizhny не сильно прирос подписчиками, прямо скажем.

И как вишенка на торте - Карина Нигай заявила в ролике в своём аккаунте в TikTok, что хочет «вести проститутский образ жизни». А ведь канадский культуролог, социальный философ и социолог Маршалл Маклюэн ещё в 1967 году сформулировал «The Medium is the Massage» - то есть, посланник и есть само послание.

В общем, в ситуации с тиктокерами правительство Нижегородской области сильно ошиблось, выбросив на ветер без малого 2 млн. рублей. При том, что, например, на эти же деньги можно было бы провести фестиваль тревэл-блогеров, чья аудитория как раз интересуется именно путешествиями. И это всего лишь один из возможных вариантов.

Например, известный маркетолог, автор бизнес-бестселлера «RE: Маркетинг. Возможна ли практика в стиле fank?» Николай Терещенко написал в Facebook*: «Я предлагал правительству Нижегородской области нормальный маркетинговый подход к туризму, классический подход – исследование, коммуникационная стратегия, выбор тем для разных каналов коммуникации, реализация проектов и вновь исследование полученных результатов. Цель – увеличить турпоток в 2 раза в течение 3 лет. И это вполне реально. Но в Правительстве НО и в АНО 800 это никому не нужно! Отдадим лучше деньги двум блогерам или нарисуем идиотский логотип. Или запустим сайт 800 добрых дел, который никто не смотрит и непонятно зачем всё это. Слов нет. Крайне непрофессиональный подход. Даже говорить об этом уже не хочется. Полная профанация!»

Картушина и вовсе полагает: прежде чем продвигать продукт, вкладывая в это финансы, его нужно упаковать. А вот как раз как продукт туристическая привлекательность Нижнего Новгорода не упакована.

С гор - на лыжах

Не стоит и говорить, что по содержанию посты в TikTok были банальными и серыми. Например, ни слова о возможностях для катания на горных лыжах в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Это и «Слуда» в парке «Швейцария», и «Хабарское» с 10 км качественных трасс, и горнолыжный комплекс «Новинки» в Богородском районе, и «Терраски». Во всех этих точках есть не только аренда спортивного инвентаря, инструкторы, оборудованные трассы и подъёмники, но и места для проживания.

И на фоне закрытых границ и роста популярности путешествий по России эти горнолыжные нижегородские курорты могли бы получить свой кусок пирога, но – не получили.

И это происходит в то время, когда сибирские горнолыжные курорты переполнены, хотя и дико задраны цены. Например, «Шерегеш» (Кузбасс) пользуется такой популярностью, что из Москвы были ещё в ноябре пущены дополнительные авиарейсы, летающие туда и обратно трижды в неделю. Стоимость билета в один конец — от 4 тыс. рублей.

Но все желающие всё равно не смогли насладиться катанием на горных лыжах в Сибири в эти новогодние праздники – не было мест в гостиницах. И куда туристы делись? А никуда! Просто не в курсе оказались про нижегородские возможности.

Можно сказать, что не дело государства заботиться о прибылях частного бизнеса! Возможно. Тогда непонятно, почему госконтора Ростуризм продвигала Шерегеш в качестве места для зимнего отдыха россиян. Не говоря уже о том, что туристы, приехав, оставляют деньги в локальной экономике и косвенно способствуют росту бюджетных доходов (как минимум, налоги на прибыль и НДФЛ идут в муниципальные и региональный бюджеты). То есть, власть кровно заинтересована в развитии и продвижении локального туристического потенциала.

К сожалению, не существует никакой внятной стратегии привлечения туристов в регион ни в связи с 800-летием Нижнего Новгорода, ни в какой-либо иной связи. Потому что умственные метания чиновников, не подкреплённые ни мнением и оценкой участников рынка, ни специалистов по коммуникациям, нельзя назвать стратегией. Вышеописанный пример в тиктокерами – тому подтверждение.

Кому и что продавать?

Например, нижегородский хостельер Юрий Кузьмичёв поделился с «Веком» уверенностью в том, что стоит сконцентрироваться на привлечении и обслуживании московских гостей: «Из Москвы пять часов на машине, четыре часа на поезде и сорок минут на самолёте. Это платёжеспособные туристы. Потенциал – 15 миллионов туристов, но нет стратегии, как их привлекать, а вот конкуренция на рынке внутреннего туризма жёсткая».

В свою очередь, PR-специалист и организатор путешествий Анна Вингурт полагает, что самое важное для привлечения туристов – это создание комфортных условий проживания в регионе, прежде всего, для самих жителей. Они должны быть довольны уровнем и качеством жизни, включая удобные транспортные маршруты и иную инфраструктуру, рекреационные пространства и так далее. И тогда горожане сами станут рассказывать о привлекательности и красотах города не только родным и знакомым, но и используя соцсети.

Частично это верно, скажем, в Facebook есть группа «Прекрасный Нижний», где рассказывается о достоинствах столицы ПФО.

Ещё одна мысль Вингурт: необходимо создать такую повестку дня, чтобы блогерам было интересно самим сюда приезжать, без финансового стимулирования. И снова – верно, но не до конца. Отдавать такое сложное дело, как привлечение туристов, на откуп самим горожанам и «залётным» блогерам, как минимум, малоэффективно. Повторюсь, нужна стратегия, продуманная и просчитанная. С понятными целями, задачами и инструментарием для их достижения.

Если в силу каких-то обстоятельств региональные и муниципальные власти не доверяют нижегородским экспертам и участникам туротрасли, можно прибегнуть к помощи сторонних структур. В любом случае, стоит изучить опыт других регионов, от Углича и Мышкина, где были созданы туробъекты буквально не из чего, до «Золотого кольца» и иных достопримечательностей.

Кстати, в Угличе расположена одна из резиденций Деда Мороза и проект приобрёл общероссийское звучание. А в Варнавинском районе Нижегородской области пытаются раскрутить Морозко – отца Снегурочки. Успехи есть, но кто без использования поисковика сразу вспомнит по район и про Морозко? Никоим образом не принижая достоинства Владимира Хрыкова, автора проекта «Морозко-град», отметим лишь, что ему (автору и проекту) совсем не помешает серьёзная региональная поддержка, которая могла бы привлечь и федеральные деньги (да, есть президентский грант, но это разовая инвестиция и её явно недостаточно для стабильного развития проекта).

Кстати, в нынешнем году шоу-квест «Морозко-града», назначенный на 8 января, был отменён по техническим причинам. А там кроме большой праздничной программы предполагалась работа Варнавинского историко-художественного музея и Лапшангского центра ремёсел.

*
21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.
Реклама на веке
Олег Дерипаска смотрит на КрАЗ по-особому Жители Тюменской области жалуются на одиночество