Инициатором создания «Долины» были регион и алюминщики. Она должна стать частью Комплексного инвестиционного проекта (КИП) «Енисейская Сибирь», который объединяет еще множество проектов в Красноярском крае, Хакасии и Туве. Первоначальный проект по ОЭЗ был обнародован еще летом. Затем он прошел независимую экспертизу. А официальное постановление о ее создании на территории Красноярска на базе алюминиевого завода появилось в начале наступившего года. По данным правительства Красноярского края, резидентами «Долины» предварительно станут шесть крупных компаний. Правда, ранее сообщалось, что их будет 17. Да и имена этих шести РУСАЛ до сих пор не раскрывает.
Совокупный объем заявленных инвестиций – почти 7 млрд. рублей. За три года планируется создать 1,7 тыс. новых рабочих мест. Для сравнения: по последним данным, численность рабочих КрАЗа составляла четыре с лишним тысячи человек. В Красноярской технологической долине планируется производство промышленного оборудования для добывающих отраслей и металлургии, а также изготовление продукции для авиа- и машиностроения. Край собирался инвестировать около 930 млн. рублей в создание инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для ОЭЗ. Вложения рассчитаны на ближайшие семь лет.
По словам министра экономики и регионального развития Красноярского края Егора Васильева, Красноярск – самая привлекательная для инвесторов территория региона. На нее приходится примерно пятая часть всех вложений бизнеса в Красноярском крае. «В 2020 году можно выделить инвестиции в энергетический комплекс. В обновление инфраструктуры было вложено более миллиарда рублей. Однако, инвестиционным событием года для Красноярска стало именно правительственное решение о создании Особой экономической зоны. В «Технологической долине» сосредоточатся предприятия по выпуску алюминиевого проката и профилей, автокомпонентов и упаковочных материалов, кабельно-проводниковой продукции, строительных конструкций и новых для отечественного рынка продуктов, - отметил Васильев.
«Несмотря на все организационные сложности, абсолютное большинство своих инвестиционных планов и начинаний мы реализовали. Красноярский край вошел в пятерку наиболее активных регионов страны. Убежден, что создаваемая в Красноярске Особая экономическая зона станет хорошим примером и образцовой моделью», - считает глава региона Александр Усс.
Впрочем, с этими утверждениями можно поспорить. Особые экономические зоны внедряются в России с 2005 года. Сейчас их в стране насчитывается 36. В частности, в Иркутской области уже много лет строится ОЭЗ «Байкальская гавань». Увы, свою задачу – переворот в туристической сфере она не выполнила несмотря на все предусмотренные для этого механизмы: минимизацию административных барьеров, налоговые льготы и таможенные преференции, а также снижение арендных платежей. «Байкальская гавань» работает неэффективно. В Красноярском крае в свое время перспективы создания ОЭЗ связывали с авиацией. Но этим планам не суждено было сбыться в связи с крахом местного холдинга «Эйр Юнион». И у независимых экспертов вообще большие сомнения насчет того, что этот механизм в России работает так, как хотелось бы.
«Очень скептически отношусь ко всяческим «экономическим зонам». Это попытка решить проблемы экономики чисто по-бюрократически: давайте создадим зону и в ней дадим налоговые льготы. Вообще-то, налоговые льготы есть не только в зонах. Но что толку? У нас есть и СЭЗ, и САР, и ТОСЭР, и разные технопарки и индустриальные парки. Но реально работают из них только единицы. И то по каким-то случайным обстоятельствам. Войну выигрывает не спецназ, войну выигрывает пехота, поэтому, когда все субъекты экономической деятельности России будут чувствовать себя комфортно и безопасно, когда налоги для всех будут подъемными и нормальными, вот тогда можно будет говорить о том, что экономика страны будет развиваться. А пока же эксперименты, как правило, заканчиваются только государственными вливаниями без реальной отдачи. ОЭЗ, конечно, можно использовать для решения каких-то краткосрочных, тактических задач. Например, на небольшой территории или для привлечения одного-двух больших инвесторов. Но в глобальном масштабе страны этот метод не работает», - заявил в разговоре с «Веком» эксперт, руководитель екатеринбургской группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин.
Разумеется, настороженно смотрят на планы Олега Дерипаски и местные экологи. КрАЗ сам по себе уже серьезно влияет на состояние экологии в Красноярске. Несмотря на то, что в последние годы РУСАЛ серьезно вложился в модернизацию производства, завод все равно остается одним из основных загрязнителей воздуха. И появление вокруг него новых предприятий, пусть и современных, вряд ли улучшит ситуацию. «Главная претензия к ОЭЗ «Красноярская технологическая долина» такая же, как и к комплексному проекту «Енисейская Сибирь». Для новых производственных кластеров на этапе планирования считается только экономика, никакой предварительной оценки кумулятивного воздействия всей намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду даже не предполагается. В худшем случае такой подход может привести к тому, что «Красноярская технологическая долина» в буквальном смысле станет «выжженной землей» – территорией победившей техносферы, районом колоссальной антропогенной нагрузки, закрытой для природы особой экономической зоной», - считает красноярский эколог Александр Колотов.