Новый нижегородский гимн оказался с прошлым

Победителем проведённого Гордумой Нижнего Новгорода к 800-летию города конкурса гимнов стала композиция, написанная бывшим гитаристом группы «Любэ», ныне сенатором от Нижегородской области Александром Вайнбергом. Нижегородская общественность возмущённо бурлит.

Не только песня остаётся с человеком

В частности, нижегородцы отмечают, что конкурса как такового и не было, победитель был известен заранее, более того, один из конкурсантов входил в состав жюри. Слова «гимна»-победителя представляют собой набор замшелых штампов, к тому же нелепо соединённых в некое подобие зарифмованных строк. «Метафоры вообще капец. Волга и Ока сплели косы в знак любви. Это как? Волга и Ока типа женщины. Вы где-то видели, чтобы две женщины в знак любви друг к другу сплели (соединили) вместе свои косы? Это что за бред? И в какой поход снова нас зовет олень? Куда? Это просто плохой бездарный текст», - заявил известный нижегородский музыкант и деятель культуры Александр Островский.

К слову, в «гимне» упоминаются не только олень (герб Нижнего Новгорода), и Волга с Окой, но и Минин, Пожарский и почему-то Серафим Саровский, не имеющий непосредственно к городу вообще никакого отношения. Текст звучит максимально пафосно и максимально нелепо.

Реклама на веке

Некоторые профессиональные сочинители проигнорировали конкурс. Вот как объясняет «Веку» свою мотивацию Евгений Афраймович: «Раньше меня друзья спрашивали, а почему я не стал участвовать в конкурсе? Да, я написал гимны почти всех торговых центров города и множество - для организаций и мероприятий. Казалось бы, вот он, момент славы! Почему бы нет?

Но нет.

Дело в том, что гимн торгового центра – это песня, имеющая четко сформулированную прикладную задачу. И эта задача - продавать. Продавец не обязан быть произведением искусства, он должен продавать хорошо. Потребитель запоминает рекламные гимны не потому, что это прекрасная музыка, а потому, что его вынуждают их постоянно слышать, и потому, что в них присутствуют определенные шаблоны. Поэтому при написании таких песен очень важно умение композитора использовать стилистические шаблоны. От него не требуется проявить недюжинный талант и написать нечто абсолютно новое, поскольку, если он это сделает, это может быть сложно для понимания большой аудиторией.

Тексты рекламных гимнов тоже очень часто состоят из штампов. По той же причине. Это не стихи, это продающие фразы, скрипты, если хотите.

Но когда я думаю о песне, которая могла бы стать гимном моего города, я не могу позволить себе такой подход. Такую халтуру однажды написал Александр Морозов* (да, это бездарная халтура!), и мы имеем счастье слышать её стараниями РЖД постоянно.

Небольшое отступление. «Сормовская лирическая» (Мокроусов-Долматовский) была написана также в рамках конкурса. Но потом стала народным гимном города, хотя писалась для завода, а не для города.

А знаете, почему она до сих пор так любима нижегородцами? Дело в том, что эта песня не про город и не про завод, она про людей, их чувства и переживания. Образы в песне собирательные, но Долматовскому удалось их описать настолько реально, что мы их видим… Мелодия в песне чудесная, она извилиста и нежна, льется мягко, но насыщенно, как те самые Ока и Волга. Люди чувствуют музыку по-разному, и образы музыка рождает в головах различные. В моем случае Волга стараниями Мокроусова течёт в ритме вальса.

История сохранила разные версии того, как и почему авторы отказались от шаблонного гимна в маршевой стилистике и написали лирический вальс. Но честь и хвала дирекции завода, которая почувствовала, что у этой песни есть будущее (такое чутьё у заказчиков гимнов большая редкость)».

Есть сомнения у нижегородцев и в чистоте голосования, некоторые указывают на массовое участие ботов в победе песни Вайнберга.

Не раз спетый гимн

Есть ещё одно обстоятельство, гораздо более серьёзное, чем неуклюжий, заштампованный текст. По условиям конкурса участвовать в нём могли только вновь созданные композиции, ни разу не исполнявшиеся (п. 3.5). И победитель творческого соревнования на лучший гимн, посвященный 800-летию Нижнего Новгорода, совершенно не подходит по этому критерию.

Как известно, Интернет помнит всё. Так что нижегородцы без труда нашли выложенный на сайте YouTube ролик, датированный 26 ноября 2018 года. В этот день праздновался юбилей Нижегородского губернского оркестра в Кремлёвском концертном зале. Там и прозвучала композиция Александра Вайнберга, правда, в качестве «гимна Нижегородской области». Позже песню исполнил человек, похожий на Николая Расторгуева.

И именно эта композиция, без малейших изменений, не только приняла участие в конкурсе на новый нижегородский гимн, но и одержала в нём победу!

Планируется, что на праздновании юбилея Нижнего Новгорода «гимн» споёт лично Николай Расторгуев, который ради этого приедет из Германии, где проживает последние несколько лет вдали от столь любимой им России, которую он воспевает в своем творчестве.

Примечательно, что ни городские власти, ни Александр Вайнберг никак не комментируют такие слова гимна: «Минин, Серафим Саровский, купно за едино, Русь непобедима». Наверное, большинству населения и текст, и народно-шансоновое исполнение Расторгуева понравятся. Но песня явно не заменит знаменитую «Сормовскую лирическую» и «Нижний Новгород - называется он».

Жаль, что мы гордимся современностью - стрит-артом, IT-кластером, новыми общественными пространствами, вузами, а поем до сих пор о 1612 годе. И почти все песни, участвовавшие в конкурсе, - набор исторических штампов о Нижнем Новгороде вперемешку с пафосными словами.

PS. Не предлагаю сделать эту песню гимном, но просто послушайте. Это дуэт нижегородских исполнителей Паши Пиковского (был с ним вместе в жюри на «Слете молодых литераторов» в Болдине) и Сергея Чигракова из Дзержинска. Строчка, которая лично меня пробирает: «Но если я вдруг узнаю дату - я к тебе умирать приеду, я в тебя умирать приеду…»

*
Александр Морозов внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
В Китае принят закон о противодействии иностранным санкциям Замкнутый круг льготной ипотеки