Выставка не только откроет российскому зрителю отдельные выдающиеся произведения великого мастера, но и позволит составить представление об эволюции творчества Рембрандта, о его творческих контактах с предшественниками, старшими современниками, многочисленными учениками и последователями. Созданные в разные периоды и в разных жанрах произведения Рембрандта, а также работы Питера Ластмана, Николауса Кнюпфера, Якоба Баккера и других известных художников, входящие в состав собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, демонстрируют органичное взаимодействие творчества гениального голландского мастера и его современников.
Посетители Музея смогут увидеть пять шедевров кисти Рембрандта из собрания Музея Метрополитен в Нью-Йорке, автопортрет гениального голландца из музея Гране в Экс-ан-Провансе, а также произведения мастеров школы Рембрандта из коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге и восемь малоизвестных массовому зрителю картин, принадлежащих региональным музеям России. Включенные в состав выставки 60 офортов Рембрандта не только отражают эволюцию творчества художника и его достижения в этой области, но и дают представление о коллекции рембрандтовских офортов в Музее и отчасти об истории коллекционирования офортов художника. Из хранящихся в ГМИИ рисунков Рембрандта и его школы для настоящей выставки были отобраны только те листы, которые когда-либо считались произведениями мастера.
На протяжении более трёх веков художественное наследие гениального голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна не перестаёт восхищать зрителей необычайно проницательным и по-философски мудрым восприятием образов людей и окружающего их мира. Но у каждой эпохи было достаточно разное, основанное на багаже собственной духовной культуры и несхожее с предшественниками понимание образно-пластического содержания рембрандтовских творений. В этом смысле не подлежит сомнению тот факт, что всякое новое поколение не перестаёт нуждаться в своём Рембрандте и словно заново открывает его для себя. В Москве и Санкт-Петербурге неоднократно проводились выставки, приуроченные к рембрандтовским юбилейным датам. Однако с момента проведения проведения последней из них прошло почти сорок лет. За это время интенсивная публикация результатов исследований учёных достигла столь впечатляющих результатов, что возникла вполне очевидная необходимость заново окинуть свежим взглядом бессмертные произведения мастера и его учеников, хранящиеся в художественных собраниях разных стран, и более объективно определить их место в истории мировой художественной культуры.
Наследие Рембрандта-рисовальщика огромно. Созданный в середине ХХ столетия шеститомный сводный каталог рисунков мастера описывал примерно 1400 листов. За прошедшие полвека научная критика значительно сократила их число, справедливо переатрибуировав множество листов художникам круга Рембрандта и исключив очевидно слабые ученические работы и копии. Но и изрядно почищенный и сокращенный корпус рисунков Рембрандта включает около 900 произведений, что намного превосходит наследие его великих современников. Ранние рисунки датируются первыми годами самостоятельной художественной деятельности Рембрандта, самые последние годом смерти. В безбрежном море рембрандтовской графики мы не встретим только одного вида рисунка законченных и отделанных композиций, выполненных на заказ или предназначенных для продажи. Сравнительно подробно проработанные и завершенные композиции встречаются только в ранний период, и они очень немногочисленны, также, как и штудии сангиной и черным мелом. Любимым рисовальным инструментом для Рембрандта очень рано становится перо обычное, гусиное, позднее он полюбит тростниковое, позволяющее проводить широкие живописные линии, объединяющие контур и подчеркивающую его тень.
Иногда он дополнял перовые рисунки работой кистью.
Для настоящей выставки из хранящихся в ГМИИ рисунков Рембрандта и его школы были отобраны только те листы, которые когда-либо считались произведениями мастера. Четыре из них выдержали испытание временем, их авторство не подвергалось сомнению. В других случаях мнения специалистов расходятся, появляющаяся новая информация заставляет сомневаться в авторстве Рембрандта в отношении произведений даже очень высокого художественного уровня (например, Старуха, пекущая блины). Наконец, в ряде случаев со временем рисунки обрели имена их настоящих авторов из числа учеников Рембрандта в результате скрупулезного исследования материала мастерской, долгое время покрывавшегося именем возглавлявшего ее художника. Представленная на выставке группа рисунков лишь капля в море графического наследия великого Рембрандта, но и они дают возможность прикоснуться к разным граням его творчества, ощутить пульс его стремительной линии, проследить изменение рисовальной манеры.
Выставка пройдет с 12 сентября по 12 ноября по адресу: Москва, ул. Волхонка, 12.