...во время пресс-подхода то ли перепутал, какую страну представляет, то ли не умеет подавать информацию о переговорах, то ли и первое, и второе.
Без меня меня в гаранты
Эмоции зашкалили настолько, что Кремлю через подконтрольные СМИ пришлось срочно запускать кампанию под лозунгом «Вы нас не так поняли». Между тем, если разобраться, то, как сказал классик, «все не так однозначно».
Мединский перечислил позиции украинской стороны, но сделал это так, что многие СМИ подхватили это как список договоренностей между Украиной и Россией. По идее, глава российской делегации должен отстаивать позиции своей страны, в том числе, и в медиапространстве. Тем более, было бы логично, если бы о позиции Киева рассказал глава украинской делегации Давид Арахамия (народный депутат, глава фракции «Слуга народа» в Верховной Раде). Может, Мединский на полставки подрядился работать спикером у украинской делегации? Неизвестно.
Тем более, что на самом деле Киев предлагает что-то вроде Минских соглашений №2. То есть, ничего не предлагает. Давайте коротко пройдемся по списку предложений Киева и сразу же расшифруем, что они означают на самом деле.
Пункт первый – Украина провозглашает себя нейтральным государством с безъядерным статусом.
Начнем с того, что Украина и так является нейтральным государством. В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года написано следующее: «Украинская ССР торжественно провозглашает о своем намерении стать в будущем постоянно нейтральным государством, которое не принимает участия в военных блоках и придерживается трех неядерных принципов: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие». Поэтому пункт о провозглашении нейтральным государством – это «переливание из пустого в порожнее». Прошедшие 30 лет показали, что можно письменно провозглашать себя нейтральным государством, а на деле позволять США и НАТО проводить «военное освоение» своей территории. Выглядит как попытка продать давно протухшие обещания.
Как уточнил Мединский, «дальше дается перечень государств, гарантирующих безопасность Украины». Этот список озвучил глава украинской делегации Давид Арахамия.
По его словам, речь идет о странах - членах Совета безопасности ООН: Великобритании, Китае, США, Франции, Турции, Германии, Канаде, Италии, Польше, Израиле и России. «Российская Федерация также входит в Совбез ООН, но мы отдельно об этом будем говорить», - уточнил глава украинской делегации.
Вот только непонятно, в чем заключается мотивация США, Германии, Франции или, скажем, Израиля, чтобы брать на себя геморрой в виде гарантий безопасности Украины. Да и в курсе ли они вообще, что их «сватают» в гаранты?
Вдогонку - участник украинской делегации и советник главы Офиса президента Михаил Подоляк вечером 29 марта в эфире телеканала «Украина 24» не смог назвать ни одной страны, которая уже согласилась стать гарантом безопасности Украины. В общем, пока что на практике это выглядит просто как попытка Киева втянуть как можно больше иностранных государств в переговорный процесс.
Украина - НАТО: их там нет?
Пункт второй - гарантии безопасности не распространяются на территорию Крыма и Севастополя. «То есть, Украина отказывается от стремления вернуть Крым и Севастополь военным путем и заявляет о том, что это возможно только путем переговоров, дипломатическим и так далее», - пояснил Мединский.
И тут же добавил, что «конечно, это не соответствует никак нашей позиции, но Украина сформулировала свой подход». На самом деле, слова о том, что «это не соответствует никак нашей позиции» надо было говорить в начале, в середине и еще раз в конце. Потому что многие СМИ аж бегом процитировали требования Украины в изложении Мединского, подав это как договоренности между РФ и Украиной, а настоящая позиция России просто потерялась.
Пункт третий - Украина отказывается от вступления в военные союзы, от размещения иностранных военных баз, контингентов и проведения военных учений на территории Украины без согласия государств-гарантов, включая Российскую Федерацию. Но, как уже говорилось, Украина еще в Декларации о государственном суверенитете провозгласила, что обязуется не принимать участия в военных блоках. И что же? Гладко было на бумаге… Военные действия наглядно показали, что США и НАТО под прикрытием Программы сотрудничества Украина – НАТО и под предлогом антитеррористической операции/Операции объединенных сил в Донбассе за период с 2015 года по 2022 год вооружали украинскую армию, готовили солдат ВСУ и националистических батальонов, получали доступ к военным секретам, собирали разведывательные сведения о военном потенциале России и т.д.
То есть, под предлогом формального неучастия в НАТО никто не может помешать ни США, ни самому НАТО заниматься «военным освоением» территории любой страны. А формально, да, «их там нет».
Как добавил Мединский, «со своей стороны Российская Федерация не возражает против стремления Украины вступить в Европейский Союз».
«И еще раз подчеркивается, что спорные вопросы между Россией и Украиной по Крыму и Севастополю решаются только путем двусторонних переговоров», - отметил Мединский. И это тоже звучит вразрез с многолетней позицией руководства РФ о том, что вопрос Крыма ни с кем не обсуждается, потому что он закрыт.
В общем, простое резюме – предложения Киева не являются никакими предложениями, потому что никаких задач не решают.
Потом, когда все закончится, надо будет взять у Владимира Мединского рецепт как устроить «медиабурю в стакане воды» практически на ровном месте.
После Мединского эстафету принял замминистра обороны Александр Фомин, сообщивший о том, что руководство ВС РФ приняло решение сократить активность в направлении Киева и Чернигова.
«…В целях повышения взаимного доверия и создания необходимых условий для дальнейшего ведения переговоров и достижения конечной цели – согласования и подписания вышеуказанного договора – принято решение кардинально, в разы сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях», - сообщил Фомин.
Все СМИ транслировали слова про сокращение военной активности. А, между тем, Фомин сказал очень важную вещь – замминистра обороны пояснил такой шаг тем, что «переговоры по подготовке договора о нейтралитете и безъядерном статусе Украины, а также о предоставлении Украине гарантий безопасности переходят в практическую плоскость». Так ли это на самом деле, мы скоро увидим.
Англичанка и американка
Если же заявления Мединского и Фомина были призваны прозондировать почву на предмет реакции Запада, то здесь отдельное спасибо британскому премьеру Борису Джонсону, который быстро отрезвил желающих витать в облаках. Джонсон сразу же заявил, что соглашения о прекращении огня недостаточно для того, чтобы снять антироссийские санкции. А его пресс-секретарь уточнил, «что давление на Путина должно быть усилено как за счет дальнейших экономических мер, так и за счет предоставления военной помощи, чтобы гарантировать, что Россия полностью изменит свой курс».
Госсекретарь США Энтони Блинкен во время визита в Рабат на пресс-конференции вместе с министром иностранных дел Марокко Нассером Бурита заявил, что Россия пытается всех обмануть, а отвод войск на киевском направлении – это уловка. По словам Блинкена, «Россия снова пытается сбить с толку и обмануть людей, заставив думать, будто она не делает то, что на самом деле делает». А спикер Пентагона Джон Кирби четко заявил, что речь идет о передислокации, а не об отступлении российских войск.
«Мы считаем, что это перегруппировка, а не реальное отступление, и что мы все должны быть готовы к тому, что увидим мощное наступление на других территориях Украины. Не стоит обманывать себя, поверив в заявление Кремля, будто он внезапно сокращает военные атаки в районе Киева либо в любые другие доклады о том, будто он собирается объявить отвод своих сил», - заявил Кирби.
В общем, «иностранные партнеры» не оценили.
То ли переговоры, то ли маневры
На самом деле обсуждать и обещать можно все что угодно. Для того, чтобы дать ответ, получится ли воплотить обещанное на практике, важно понимать, в каком контексте идет переговорный процесс. Символично, что в тот же день, 29 марта, министр обороны РФ Сергей Шойгу на селекторном совещании подвел итоги первого этапа СВО («в целом основные задачи первого этапа операции выполнены») и сообщил о планах на будущее. Здесь Шойгу вслед за Путиным повторил, что «российские вооруженные силы продолжат специальную военную операцию до достижения поставленных целей». А сегодня главная цель, по словам Шойгу, - это освобождение Донбасса.
О планах Кремля продолжать СВО говорят и другие маркеры – начиная с 24 марта на занятых ВС РФ территориях идет процесс формирования военно-гражданских администраций, которые будут представлять собой органы власти на переходный период. С 25 марта появилась информация о том, что в Санкт-Петербурге и других российских регионах стартовала кампания по набору добровольцев для участия в военной спецоперации на Украине.
Итак, переговоры идут отдельно, а военная операция отдельно. Как верно отметил Кирби, происходит перегруппировка. А цель перегруппировки – сформировать мощный ударный кулак с целью разгрома группировки ВСУ в Донбассе сразу после того, как будет окончательно взят Мариуполь.
Что до прозвучавших в Стамбуле заявлений, то обратите внимание на такой нюанс - Фомин пообещал «в разы сократить военную активность на киевском и черниговском направлениях», а Мединский позже пояснил, что деэскалация нужна, потому что в Киеве находятся люди, принимающие решения, т.е. президент Украины Владимир Зеленский, глава Офиса президента Андрей Ермак и другие.
Получается, что по итогам переговоров, которые, по словам Мединского, «прошли конструктивно», российская военная группировка включает «щадящий режим» в отношении Киева, где сидит Зеленский, а группировку ВСУ в Донбассе собирается утюжить «со всей пролетарской ненавистью».
А со стороны выглядит так, что посланцы Зеленского в Стамбуле выторговали себе деэскалацию за счет ВСУ в Донбассе. Да и вообще, за спиной ВСУ, «Азова» (террористическая организация, запрещенная в РФ) и националистических батальонов договариваются с Москвой. А ведь есть уже пример Мариуполя, где со стороны Киева было много обещаний и похвальбы, а когда наступил «час «Ч», то «подмога не пришла...»