Этот разработчик-производитель батареек зимой прошел процедуру банкротства и реструктуризировал долги, - пишут сегодня «Известия».
Прошедшей зимой «Росатом» рассматривал покупку 49% у «Роснано» новосибирского производителя аккумуляторов «Лиотех» - о сделке заявлял губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Кроме того, в целом долгосрочная стратегия «Росатома» подразумевает покупку неядерных активов в смежных отраслях. Однако, по словам представителей «Росатома» и «Роснано», сделка с «Лиотехом» пока не состоялась. Госкорпорация Анатолия Чубайса на текущий момент владеет 59,99% новосибирской компании, которая входит в число партнеров ТВЭЛа, топливной «дочки» «Росатома».
В «Росатоме» «Известиям» не опровергли факт встречи Кириенко с представителями Зингаревича и подтвердили заинтересованность в целом в аккумуляторных технологиях, но сделки в этой сфере до окончания пилотных проектов проводить не планируется.
- У «Росатома» есть интерес в целом к тематике накопления энергии, поскольку использование подобных технологий может повысить конкурентоспособность нашего ключевого продукта на внутреннем и внешнем рынках - атомной станции, - сообщил представитель госкорпорации. - Выбор технологического партнера возможен только по итогам реализации нескольких пилотных проектов разных типов с разными поставщиками решений. Инициирование таких проектов планируется осуществить до конца 2012 года. В этой связи в настоящее время мы не планируем приобретение или участие в капитале производителя систем накопления. Соответственно и переговоров на эту тему не ведем.
Представитель холдинга Z1, управляющего активами Бориса Зингаревича, также не подтвердил и не опроверг факт встречи, однако отметил, что на настоящий момент ни о каких конкретных сделках слияния и поглощения в отношении Ener1 речи не идет.
Борис Зингаревич (у него есть брат-близнец Михаил, который в 2010 году купил за 51 млн. рублей фотографию Дмитрия Медведева «Тобольский кремль») начал инвестировать в Ener1 еще в 2002 году и вскоре получил контроль над компанией. На закате 2000-х Ener1, как и ее конкуренты, получила от американских властей субсидию в размере $118,5 млн. Но к концу 2011-го из-за убытков ($165 млн. за 2010-й) и долгов на $90,5 млн. (на 31 декабря 2011 г.) Ener1 обанкротилась. Долги за несколько месяцев были реструктуризованы: по словам источников «Известий», среди кредиторов Ener1 были российские госбанки, но тяжелее всего было договориться с Goldman Sachs.
Кстати, экс-министр финансов Алексей Кудрин приобрел в 2010-м за €35 тыс. электромобиль Think - от норвежской компании Think Global. Считается, что как раз из-за списания инвестиций в нее и обанкротилась Ener1.
Сейчас Ener1 повышает свою стоимость путем международного сотрудничества. Так, обретает реальные черты китайское СП по разработке и производству литий-ионных батарейных систем - Zhejiang Wanxiang Ener1 Power System Co., Ltd. В начале 2012 года СП получило все необходимые лицензии от китайских властей, сообщил «Известиям» вице-президент EnerDel (основная операционная «дочка» Ener1) Брайан Синдерсон. Хотя первый протокол о намерениях между Ener1 и одним из ведущих местных производителей автокомпонентов Wanxiang был подписан еще в 2010 году, первая встреча совета директоров СП состоялась пару месяцев назад.
По словам Синдерсона, доля Ener1 в Zhejiang Wanxiang Ener1 - 40%, Wanxiang - 60%. Сколько Ener1 вложила в СП и каковы текущие финансовые показатели самой Ener1, не раскрывается. С помощью связей Wanxiang предприятие планирует поставлять на китайский рынок аккумуляторные системы для транспорта и энергетических компаний. Брайан Синдерсон добавил, что среди прочего СП рассчитывает поставлять аккумуляторы для электроавтомобилей. По словам собеседника, Китай, где экология городов испорчена традиционными авто, обещает стать одним из крупнейших мировых рынков электромобилей благодаря господдержке. В некоторых городах субсидии на покупку электромобиля составляют до 120 тыс. юаней ($18,7 тыс.), при средней стоимости агрегата в $30–40 тыс.
Аналитик консалтинговой фирмы Branan Павел Аблязов констатирует, что на сегодняшний день транспорт на аккумуляторах может быть выгоднее углеводородного только в случае его господдержки и регулярного коммерческого использования.
- Чем чаще автомобиль используется, тем меньше отрыв от бензинового аналога по издержкам, ведь у электромобилей пока что относительно велики капитальные издержки; операционные меньше, чем у традиционных машин, - рассуждает Аблязов. - Прогнозы сводятся к тому, что литий будет дешеветь и если литий-ионные технологии будут развиваться теми же темпами, личное использование электромобилей станет экономически эффективным не менее чем через 5–7 лет».
В конце января в публикации «Зингаревича не спас грант правительства США» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «производитель батарей для электромобилей Ener1 Бориса Зингаревича, получивший от правительства США грант на $118 млн, подал заявление о банкротстве. Это уже третья компания - получатель денег от энергетического департамента, которая не оправдывает ожиданий чиновников.
Американская компания Ener1, основным акционером которой является российский предприниматель Борис Зингаревич (130-е место в списке Forbes по России с $750 млн.), обратилась в суд Манхэттена с заявлением о банкротстве. Компания производит литийионные батареи для гибридных автомобилей и электрокаров.
В поданном иске Ener1 декларирует активы на $73,9 млн. и долги на $90,5 млн., по состоянию на 31 декабря 2011 года. Компания не выдержала конкуренции со стороны производителей из Китая и Южной Кореи, «имеющих более дешевую производственную базу», а также дешевую рабочую силу и материалы, объяснил в заявлении глава Ener1 Алекс Сорокин. «Это было тяжелое, но необходимое решение», - констатировал он.
В прошлом году компания Зингаревича получила $118 млн. в качестве гранта от энергетического департамента США на счет дочерней структуры EnerDel.
Тогда поддержку компании оказали сенаторы из штата Индиана, представляющие обе основные политические партии США: республиканец Ричард Лугар и демократ Эван Бейх.
Грант был выдан в рамках программы «коммерциализации перспективных транспортных технологий, которые помогут Америке снизить зависимость от иностранной нефти и обеспечить конкурентоспособность в глобальной автомобильной промышленности», заявила пресс-секретарь энергетического департамента Джен Статсман газете The Washington Times. «Как пояснила компания Ener1, процедура банкротства не затронет EnerDel», - подчеркнула Статсман».
«Проблемы у Ener1 начались в 2010 году из-за обесценивания инвестиций в норвежскую Think Holdings (владеет производителем электрокаров Think Global). 10 августа 2011 года было объявлено о пересмотре отчетности за 2010 год: убыток увеличился с $68,8 млн. до $165,3 млн., - сообщала Газета.Ру.
Акции Ener1 после этой новости рухнули, падение за август превысило 50%.
После этого юристы из Glancy Binkow & Goldberg подали иск против Ener1. Они заявили, что компания и ее менеджмент исказили отчетность и ввели акционеров в заблуждение, скрыв информацию об обесценении инвестиций в Think Holdings.
За последние месяцы это уже третье банкротство энергетической компании, получавшей поддержку от правительства США.
До этого та же проблема возникла у производителя солнечных батарей Solyndra LLC: через два года после получения почти $535 млн компания обанкротилась. Beacon Power получила от государства почти $40 млн и также обанкротилась.
«К сожалению, энергетический департамент работает все хуже и хуже: сначала Solyndra, потом Beacon Power, а теперь еще и Ener1, а это все деньги американских налогоплательщиков», - сокрушается сенатор-республиканец Клифф Стернс, который занимается расследованием банкротства Solyndra. «Одно банкротство может быть случайностью, два банкротства могут быть совпадением, но три - это уже тенденция», - говорит он.