Хорошо зарекомендовавшая себя в последние годы технология горизонтально-направленного бурения (ГНБ), с появлением на рынке инженерных коммуникаций труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) с неразъемными соединениями RJ и RJS, получила новый импульс к расширению возможностей своего применения.
На XV Всемирной конференции Объединения исследовательских центров подземного пространства мегаполисов ACUUS, посвященной подземной урбанизации не случайно одной из актуальнейших тем была тема бестраншейных технологий и роли подземных инженерных коммуникаций в комплексном развитии подземного пространства городов.
О перспективах применения труб из ВЧШГ в системах водоснабжения и водоотведения и возможностях технологии ГНБ рассказывает Генеральный директор ООО «СБРКС по Северо-Западу» Владимир Николаевич Угрюмов.
В настоящий момент в Петербурге насыщенность инженерными коммуникациями в центральной части города в среднем составляет около 350 см2 на квадратный метр городской площади. При этом до 40–50% из них находятся в аварийном состоянии, то есть требуют ремонта или замены – иными словами, вмешательства в подземную среду. Но земляные работы, особенно в центре города и на выездах из него, оборачиваются транспортным коллапсом для целых районов. Соответственно, бестраншейные технологии дают не просто положительный эффект, но зачастую являются единственно возможным решением.
Но есть неявное сопротивление, которое в определенной степени препятствует более широкому применению бестраншейных технологий, в частности, технологии ГНБ.
Что касается мотивов, то они являются оборотной стороной достоинств этой технологии. Сокращение сроков строительства, снижение объемов земляных работ, количества привлекаемой техники и рабочей силы, отказ от осуществления ряда высоко затратных видов работ (берегоукрепительных, подводно-технических и т. п.), помимо очевидных преимуществ для заказчика, могут являться столь же очевидным недостатком, в отдельных случаях для подрядчика с точки зрения уменьшения сметной стоимости работ в целом.
Существенным преимуществом ГНБ является минимизация расходов на восстановление дорожных покрытий, что для российской действительности, с ее неизбывной непродуманностью ведения работ, когда ремонт коммуникаций под дорогой проводится исключительно после ремонта дорожного покрытия, более чем актуально.
Знаковым событием в сфере подземного строительства в Санкт-Петербурге явился факт первой прокладки в России и СНГ методом горизонтально-направленного бурения (ГНБ) трубопровода из 700-миллиметровых труб из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ), производства липецкого завода ООО «ЛТК «Свободный сокол». Прокладка труб состоялась на перекрестке важных городских магистралей – проспекта Энгельса и улицы Михаила Дудина, под проездами к АЗС «Лукойл», без остановки движения транспорта и пешеходов и работы самой АЗС. И хотя трубы из ВЧШГ с раструбными соединениями RJ и RJS и до этого прокладывались методом ГНБ, их применение ограничивалось диаметром 500 мм. Профессионалы понимают важность «выхода» на новый диаметр в применении труб из ВЧШГ при использовании технологии ГНБ. Возможности, которые открывают эти две составляющие, более чем актуальны и востребованы в жилищно-коммунальном секторе российских городов и мегаполисов.
На мой взгляд, на сегодня ВЧШГ наиболее перспективный материал, который не только хорош в эксплуатации, но и благодаря своим механическим особенностями свойствам способен компенсировать так называемый «русский авось» – ошибки проектировщиков, недостаточную квалификацию подрядчиков при монтаже и обслуживающего персонала при эксплуатации.
Каждый материал хорош в зоне своей применимости. Выбор, безусловно, за тем, кто принимает решение. Стальные трубы, при всей изученности, налаженном производстве и многолетнем опыте эксплуатации, высокоррозионны, что значительно уменьшает области их применения. Полимерные трубы, пользуются заслуженной популярностью, но и они имеют ограничения по использованию.
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» принял РМД 40-20-2013 «Устройство сетей водоснабжения и водоотведения в Санкт-Петербурге» – практическое руководство в вопросах проектирования и строительства новых и реконструируемых сетей водоснабжения и водоотведения. Этот документ, в разработке которого принимали участие многие ведущие НИИ и производители трубной продукции, дает четкий ответ, где, каким образом и в каком исполнении трубы следует применять. Кстати, в этом отношении наш город является лидером, ибо другие регионы пока лишь подходят к необходимости создания такого документа.
Документ имеет рекомендательный характер,предоставляя выбор материала и конструкции заказчику. Другое дело,что специалист должен быть компетентным, а его решение взвешенным. Повторю: каждый материал хорош в зонесвоей применимости. На мой взгляд,сфера наиболее технологически и экономически оправданного применения труб из ВЧШГ – межквартальные территории от уровня межквартальных до магистральных сетей. То есть на тех участках, где прокачиваются наибольшие объемы воды с наиболее высокими давлениями и скоростями, поскольку аварии на этих магистралях,вызванные гидравлическими ударами из-за остановок оборудования либо из-за отключения электроэнергии, могут иметь очень серьезные последствия. И ВЧШГ здесь особенно уместен, ибо он,с одной стороны, достаточно пластичен, чтобы компенсировать нагрузки, с другой – достаточно прочен, чтобы не разрушиться от таких воздействий.А внутриквартальные сети с диаметром труб 300 мм и меньше вполне «по силам» полиэтиленовым трубам, ибо там прорыв, конечно, неприятен, но не столь масштабен с точки зрения последствий, да и восстановление на небольшом участке можно провести быстро и открытым способом.Кстати, «Водоканал Санкт-Петербурга» для своих сетей руководствуется железным правилом: ввод трубопровода в сооружение должен быть только из ВЧШГ, чья пластичность, коррозионная стойкость и способность выдерживать нагрузки гарантирует длительную безаварийную работу. И это логично:ввод в сооружение – это фундамент, а любое повреждение трубы угрожает подмывом фундамента и, как следствие, потенциальным повреждением здания.
Таким образом, РМД представляет собой документ, в основе которого положен опыт эксплуатационника, знания учёного и качество производителя. Любое улучшение одного из этих параметров поможет только усовершенствовать этот документ, что в свою очередь поможет улучшить среду и условия нашего с вами обитания.