Финансовое ведомство разработало законопроект, предусматривающий уменьшение процента поступлений от фискальных сборов с бензина и масла, который отчисляется в Федеральный дорожный фонд. Новый порядок может заработать с 2021 года, пишут «Известия», изучившие проект. Отметим, целевым назначением Федерального дорожного фонда является финансирование ремонтов и содержания магистралей государственного значения.
В министерстве Антона Силуанова считают, что для выполнения этой задачи в фонд достаточно направлять только 36% топливных акцизов вместо прописанных в Бюджетном кодексе 83%. Впрочем, эта норма была откорректирована, и в нынешнем году в фонд перечисляется только 54% акцизов, а в будущем перечислят лишь 37%. По сути, Минфин инициирует кодификацию существующей практики. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что оставшиеся средства от топливных сборов следует использовать на прочие инфраструктурные и социальные расходы. Речь идет о 340 млрд рублей только в 2021 году, пояснил источник издания в ведомстве. 83% планируемых сборов на этот год составят 600 млрд рублей, а 36% - соответственно, всего 260 млрд рублей.
В Минтрансе считают, что качество автомагистралей из-за падения отчислений в фонд не ухудшится. Там напоминают, что с 2014 года в России выделяется 100% необходимых на ремонт и обслуживание федеральных автодорог средств. Кроме того, размер целевого фонда будет варьироваться за счет дополнительных поступлений для проведения работ, оговоренных в майском указе главы государства.
Завкафедрой проектирования дорог Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Павел Поспелов напротив, считает, что использование топливных акцизов на иные нужды, кроме дорог, выглядит странно, поскольку раньше такие сборы вкладывались исключительно в автомагистрали. Поспелов полагает, что России следует перенять практику развитых государств, где ремонты дорог также курируют профильные фонды, однако последними ведает не государство, как у нас, а общественные структуры, которые определяют первоочередные работы согласно запросам граждан.
Гендиректор института «Стройпроект» Алексей Журбин полагает, что план Минфина нуждается в уточнениях. Если выведенные из дорожного фонда средства перебросят на региональные трассы, то дорожная инфраструктура страны в целом улучшится. Если же деньги потратят на сторонние расходы, то ремонтники перестанут успевать восстанавливать стремительно изнашивающееся дорожное покрытие.