Каждый третий российский ребенок сталкивался с травлей в интернете (кибербуллингом) или слышал ней, однако родители в большинстве случаев оказываются не в курсе данной проблемы. Об этом сообщила пресс-служба «Лаборатории Касперского» со ссылкой на исследование, проведенное в январе 2019 года.
«Кибербуллинг по-прежнему остается одной из главных опасностей насыщенной онлайн-жизни детей. Исследование показало — об этой проблеме знает каждый десятый родитель в России, в то время как среди детей доля тех, кто сталкивался с травлей в интернете или слышал о ней, доходит до 33%», - говорится в сообщении пресс-службы.
Как эти результаты соотносятся с постоянно декларируемым стремлением федеральных властей оздоровить обстановку в подростковой среде? Существует ли у этой удручающей статистики какое-то глобальное психологическое подспорье? Каким мог бы быть эффективный выход из сложившейся ситуации? Своим мнением по этому поводу с электронной газетой «Век» поделилась член Общественной палаты РФ, профессор НИУ ВШЭ Елена Истягина-Елисеева.
Елена, как эти результаты соотносятся с постоянно декларируемым стремлением федеральных властей оздоровить обстановку в подростковой среде? Какие конкретные шаги властям следовало бы предпринять на этом фоне?
Все убыстряющаяся информатизация общества и технологический прогресс, смещение огромного количества самых разных повседневных процессов в интернете требуют серьезного внимания. Особенно это касается детей и подростков, которые объективно более зависимы от технологий и виртуального общения. Тот факт, что кибербуллингу подвергается каждый третий российский ребенок свидетельствует о том, что стремление к оздоровлению подростковой среды еще далеко от своего фактического достижения.
Как и все процессы современного мира, действия, происходящие в киберпространстве, требуют определенного понимания и осмысления. Возможным шагом на пути решения проблемы может стать введение обязательного школьного предмета по основам правильного поведения в сети Интернет и обеспечению кибербезопасности. Сегодня он чаще преподается как факультативный урок.
Существует ли у этой удручающей статистики какое-то глобальное психологическое подспорье? Если да, то на каком из уровней с детьми и подростками недорабатывают российские школы и органы профилактики?
Сама природа интернет-пространства, которая в определенной степени гарантирует анонимность пользователя, зачастую способствует формированию у детей и молодёжи чувства безнаказанности за свои поступки. Определенную роль играет и необходимость самоутверждения, повышения своей самооценки. При этом абсолютно забывается, что все негативные поступки, совершаемые в виртуальном пространстве, не только противоречат морали, но и могут являться предметом конкретного правонарушения.
Вторая сторона этой ситуации состоит в том, что жертвы кибербуллинга далеко не всегда готовы поделиться своими проблемами с родителями и другими близкими людьми, что может привести к серьезным и опасным последствиям.
Поэтому родителям нужно стараться выстраивать с детьми максимально доверительные отношения, основанные на общности интересов. Органам образования и профилактики, в свою очередь, следует сосредоточиться на распространении знаний о правильном поведении в интернете, в том числе о возможной ответственности за свои поступки, совершенные в киберпространстве.
Не приведет ли усугубление ситуации с кибербуллингом к созданию новых инициатив, ограничивающих свободу слова и свободный Интернет?
Российское законодательство в части регулирования деятельности, осуществляемой в сети Интернет, за последние несколько лет получило существенное развитие. Вместе с тем, следует согласиться, что виртуальная природа информационно-телекоммуникационной сети не позволяет обеспечить должное законодательное регулирование всей деятельности, осуществляемой в киберпространстве. Возможности ограничения такого явления как «кибербуллинг» должны быть надлежащим образом проработаны.
Каким мог бы быть эффективный выход из сложившейся ситуации?
Эффективным шагом в решении данной проблемы могло бы быть создание системы профилактики негативного поведения и правонарушений в интернете. В качестве примера приведу регион, который я курирую от Общественной палаты - это Ульяновская область. Там большое внимание уделяется подобной профилактике. При участии регионального Уполномоченного по правам ребенка, отдела по защите информации администрации губернатора Ульяновской области, представителей правоохранительных органов, учреждений культуры и Совета молодых юристов Ульяновской области проводятся агитационные поезда и тематические уроки, посвященные информационной грамотности и правильному поведению в сети Интернет, организуется работа «горячей линии», по которой каждый может получить совет в данной сфере.