Первые 5 месяцев с момента вступления в силу закона о повышении ставки НДС (Налога на добавленную стоимость) в России прогнозируемо не принесли никаких пополнений в федеральный бюджет. Такие данные приводятся в «Мониторинге экономической ситуации в стране», опубликованном РАНХиГС при президенте.
«Рост поступление по внутреннему сбору налога на добавленную стоимость относительно ВВП страны не зафиксировано, хотя, начиная с 1 января текущего года базовая ставка НДС была увеличена до 20%», - подчеркивают эксперты академии.
При этом, важно отметить, что с начала 2019 года россияне столкнулись с резким ростом инфляции и, как следствие, заметным повышением цен практически на все виды товаров и услуг. Ранее в экспертных кругах такой серьезный рост цен связали, в том числе и с повышением ставки НДС. Иными словами, федеральное правительство в очередной раз «наломало дров» и ошиблось. Ведь, проталкивая принятие этого решения, чиновники обещали, что оно никак не отразится на ценниках в магазинах, зато позволит существенно увеличить доходы федерального бюджета.
Теперь же опытные экономисты говорят о том, что увеличенная ставка НДС влечет за собой ряд новых проблем. Впрочем, низкую собираемость и доходность экономисты ввязывают с возможным переносом ряда сделок на конец минувшего года, как раз в преддверии роста ставки налога. Кроме всего прочего, спровоцировать подобную ситуацию, считают эксперты, могло и падение налоговой базы вместе со снижением эффекта повышения качества ее администрирования.
«В пользу второго аргумента в некоторой степени свидетельствует рост поступлений по внешним сборам НДС – показатели собираемости этого вида налога по импорту в России всегда были немного выше, чем по внутреннему обороту», - поясняют в РАНХиГС.
Следует напомнить, что 20-процентная ставка НДС введена в России с 1 января текущего года. Этот вид налога, к слову, является основным источником доходов федерального бюджета вместе с поступлениями от продажи нефти и газа. Как утверждали ранее в правительстве, увеличение ставки НДС на 2 процентных пункта позволит бюджету получить в среднем до 620 миллиардов рублей дополнительных поступлений в год. Указанные средства власти планировали направить на финансирование национальных проектов.
Важно отметить и тот факт, что еще в минувшем году многие экономисты утверждали, что в условиях серьезного экономического кризиса повышение фискальной нагрузки на бизнес и простых граждан является ошибочным решением. К примеру, аналитики отмечали, что расплачиваться за ужесточение фискальной политики государства придется не столько бизнесу, как рядовым россиянам, поскольку предприниматели легко компенсируют возросшие издержки через повышение ценников на свои услуги и товары.
Не лишним было бы напомнить и о том, что даже по официальным данным, реальные располагаемые доходы россиян падают уже пять лет подряд. Это и стало причиной заметного снижения спроса на услуги и товары, что повлекло за собой снижение показателей собираемости НДС и поступлений в федеральный бюджет. То есть, государственная казна осталась без дополнительных средств, а граждане страны при этом вынуждены экономить каждую копейку не только из-за обычных инфляционных факторов и снижения доходов, но еще и из-за роста цен на большинство товаров и услуг, на которые бизнес пошел с целью минимизировать убытки от нового налога.
Невольно вспоминаются многочисленные заявления экспертов, экономистов и политологов о том, что правительство Медведева в скором времени открыто обвинять во «вредительстве» и отправят в отставку, свалив на Кабмин вину за все проблемы в экономике страны и жизни рядовых ее граждан.