Главной темой совещания, которое Путин провел с руководством края, была экология. Обстановка в Красноярске ухудшается год от года. Режим «черного неба» в краевой столице вводится регулярно. Город расположен в котловине вдоль Енисея, в безветренную погоду все выхлопы повисают над ним плотным слоем. Такая обстановка была и накануне визита Путина. Но к прилету президента небо прояснилось. Горожане, кстати, давно заметили, что когда в Красноярск приезжают первые лица государства, смог волшебным образом рассеивается. Этот факт служит основой для многочисленных шуток на тему сотрудников ФСО, которые лично забивают паклю во все промышленные трубы в городе, или штатных шаманов и экстрасенсов, вызывающих ветер и дождь.
Путин продемонстрировал владение ситуацией и рассказал о причинах сложной обстановки с окружающей средой Красноярска. «Главный эмитент - растущий парк транспорта. 36% от всех выбросов за счет автомобильного транспорта, затем 29% - алюминиевый комбинат, следующая по объему выбросов - это ТЭЦ, и то, что не учитывается, это домохозяйства, которые отапливаются углем», - заявил президент.
Откуда у Путина такие данные, не уточняется. Сейчас в крае огромное количество организаций и структур, которые отвечают за экологию. Но в целом именно такой расклад давно обсуждается в Красноярске с той лишь разницей, что есть тенденция главным загрязнителем считать все-таки Красноярский алюминиевый завод, а не личный автопарк, пусть, и с небольшим опережением. Как заявил президент РФ, решение проблемы – это модернизация автотранспорта, повышение ответственности промышленных предприятий и газификация. «Для таких агломераций, как Красноярск, со сложной экологической обстановкой, это важно чрезвычайно. Нужно переходить на газомоторное топливо. Надо поговорить с «Газпромом» (у них целая программа) аккуратно, спокойно. Конечно, нужно делать это без ущерба, минимизируя нагрузку на автолюбителей. Но совершенно точно – городское хозяйство, городской автотранспорт, крупные предприятия могут спокойно, без всяких рывков и без особых затрат переходить на газомоторное топливо», - отметил Путин.
Накануне визита все ожидали, что президент сделает важные заявления по поводу газификации региона. Как писал ранее «Век», схема есть, в ней несколько вариантов. Но даже самый дешевый стоит не менее 48 млрд. рублей. И это только строительство одного магистрального газопровода (из Кемеровской области), а суммы, которые нужны на межпоселенческие ветки, даже еще не подсчитывались. Это примерно четверть годового бюджета Красноярского края. Естественно, что на такие расходы субъект РФ не пойдет. Но, судя по словам Путина, речь о федеральной поддержке пока не идет: «Здесь, конечно, прежде всего, дело городских, региональных властей. Да, это недешево для регионального бюджета, но нужно это делать, и нужно делать по отдельному плану. Не просто от случая к случаю, не просто там, где возможно, а должен быть тоже план. Вместе с ресурсными организациями нужно синхронизировать эту работу с подводом магистральных сетей и нужно доводить до конечного потребителя», - заявил Путин.
Хотя очевидно, что вопрос взаимодействия с такой структурой, как «Газпром», - далеко не муниципальный уровень. И даже во многом и не краевой. «Вопрос газификации мы поднимали еще в самом начале работы нынешнего созыва горсовета. Были обращения избирателей. На комиссиях обсуждались технические стороны, смотрели, как это выглядит в теории. Но конкретного решения не принималось», - заявила «Веку» председатель красноярского горсовета Татьяна Казанова.
Впрочем, по данной теме повод для оптимизма у красноярцев все-таки есть. «Подвести газ - дело хлопотное и долгое. Но вот перевод общественного транспорта на газомоторное топливо - это уже руководство к действию, приказ местной власти за год заменить вонючие, чадящие старые маршрутные автобусы. Если край и город подсуетятся, уже к лету будем наблюдать перекройку маршрутов и выход на «линии Универсиады» новых, современных, красивых и экологически наичистейших автобусов. И это хорошо весьма», - уверен красноярский общественник Алексей Осадчий.
Помимо экологии Путина интересовал ход подготовки Красноярска ко Всемирной студенческой Универсиаде-2019. И здесь для врио губернатора края Александра Усса была пара моментов, от которых он вполне мог поседеть. Выяснилось, что по ряду объектов есть отставание по срокам на несколько месяцев. «У нас сдвиг по 20 объектам, 17 из них - спортивные сооружения. Это привело к тому, что тестовые мероприятия передвинуты на октябрь 2018-го и на февраль 2019 года. Ничего хорошего здесь нет. Это значит, что и спортсмены не смогут вовремя осваивать эти сооружения. Тренировочный процесс будет отставать», - подчеркнул Путин. Усс, впрочем, заверил, что Красноярский край с его мощным строительным комплексом все наверстает. А требования к подрядчикам ужесточены: тех, кто не справляется, будут безжалостно отстранять.
Самая печальная новость касается красноярского аэроэкспресса. Ранее было анонсировано строительство железнодорожной ветки от Транссиба до аэропорта Красноярска, который находится в нескольких десятках километров от города. Путь до города на электричке для авиапассажиров был бы в несколько раз быстрее, чем на автотранспорте. Да и дешевле, учитывая, что частники в Красноярске берут в районе тысячи рублей. Но совершенно неожиданно выяснилось, что в Минтранспорта РФ передумали. «Давалось поручение о целесообразности строительства железнодорожной ветки к аэропорту. С учетом опыта эксплуатации подобных проектов аэроэкспрессов в Казани и во Владивостоке, Кневичи, где загрузка этих веток недостаточная, принято решение о нецелесообразности на данном этапе сооружения данного объекта», - отметил замминистра транспорта РФ Николай Асаул. Путин попросил чиновника не торопиться и «еще раз посмотреть».
Что касается политической подоплеки визита, то нет сомнений в том, что для врио губернатора это был экзамен. И, скорее всего, он его прошел. «Несмотря на жесткий тон совещания по Универсиаде Усс и край могут занести визит первого лица себе в актив, - уверен красноярский политолог Александр Чернявский. - Практически все важные вопросы были не просто подняты, но и получили развитие: от газификации до создания Енисейской экономической зоны. Самым важным политическим заявлением Путина во время его визита в Красноярск стало обещание президента начать решать экологические проблемы региона на федеральном уровне. Но многообещающие авансы главы государства налагают на краевую власть серьезные обязательства на президентскую кампанию. Сейчас у тех, кто отвечает за явку в регионе, не осталось смягчающих обстоятельств. И если 18 марта сибиряки будут пассивными, в президентской администрации будут крайне разочарованы».