Оперируя исключительно сухими цифрами, аналитики сформулировали ряд крайне любопытных выводов, на основании которых мы составили несколько «рецептов успеха» от ЗАО «Эвалар». В первом материале мы показали, из чего состоят расходы «Эвалара». В этом речь пойдет о том, куда компания направляет полученные от наивных покупателей сверхдоходы.
Вкратце напомним основные выводы первого материала. Как следует из независимого аудиторского исследования Business Intelligence Team, условный посетитель аптеки, приобретающий условную упаковку БАД от ЗАО «Эвалар» за 100 рублей, платит приблизительно за следующее:
· 43 рубля идут на маркетинг, рекламу, собственную сеть продаж;
· 10 рублей идут на зарплаты менеджеров и содержание их уютных офисов;
· 25 рублей компания забирает себе в виде прибыли от продаж;
· 23 рубля стоит собственно производство условного препарата, причем из этой суммы:
- 8,7 рубля уходит зарубежным поставщикам сырья, преимущественно китайским или индийским производителям субстанций и ингредиентов;
· и лишь 8 рублей в составе упаковки приходится на российское сырье, то есть те самые условные «алтайские травы» из набившей оскомину рекламы «Эвалара».
Рецепт №4: в России налоги платят только трусы
В предыдущем материале мы уже отмечали, что за 10 лет выручка ЗАО «Эвалар» удвоилась. Около четверти от выручки приходится на прибыль от продаж, и в 2019 году она почти достигла 2 млрд рублей. Однако парадоксальным образом, ЗАО «Эвалар» с каждым годом платит все меньше налога на прибыль (либо не платит его вообще).
Как же «Эвалару» удается экономить на налогах? Дело в том, что налог на прибыль рассчитывается не по прибыли с продаж, а по прибыли до налогообложения, а на нее влияют и другие виды расходов и доходов, в том числе от непрофильной деятельности.
Как видно из официальных бухгалтерских данных ЗАО «Эвалар», доступных на сайте evalar-audit.com, в различные годы на погашение убытков по непрофильной деятельности направлялось от 8% (2012) до 58% (2019) от прибыли от продаж. Всего за эти 7 лет для покрытия убытков по непрофильной деятельности было потрачено примерно 4,1 млрд руб.
Таким образом, если в 2010-м году на рубль выручки компании приходилось 32 копейки налогооблагаемой прибыли, то в 2019-м – менее 10 копеек, и эта тенденция усиливалась, как минимум, с 2014 года.
Принято считать, что высокая прибыль компании – это хорошо не только для собственников бизнеса, но также для государства и для общества в целом, ведь со своих доходов предприятия платят налог. ЗАО «Эвалар» входит в ТОП-10 крупнейших налогоплательщиков Алтайского края. Это дотационный регион, примерно четверть доходов его бюджета формируется за счет налога на прибыль организаций. Поэтому «налоговые оптимизации» в исполнении ЗАО «Эвалар» неизбежно негативно сказываются на качестве жизни всех жителей региона.
Важно отметить, что одним из основных бенефициаров бизнеса ЗАО «Эвалар» является депутат парламента Александр Прокопьев, который уже дважды избирался в Госдуму от Алтайского края при поддержке партии «Единая Россия». Депутат Прокопьев имеет устойчивую репутацию мажора, модника, инстаграм*щика и любителя дорогих часов. Он еще в 2012 году входил в рейтинг «Форбс» как один из самых богатых чиновников и депутатов России. С тех пор его финансовые позиции, очевидно, только укрепились, а вот налогооблагаемая база ЗАО «Эвалар», напротив, сократилась. И только слепой не увидит в этом причинно-следственную связь.
Депутат Государственной Думы Александр Прокопьев. Источник: Wikipedia.org
Рецепт №5: не подмажешь – не поедешь
Как наглядно видно из официальных балансов ЗАО «Эвалар», основной бизнес компании (производство и продажа БАД) растет и процветает, однако миллиарды рублей уходят на сторону под видом расходов на непрофильную деятельность. В бухгалтерском отчете о финансовых результатах непрофильная деятельность отражается в строках «прочие доходы» и «прочие расходы». Например, в 2015 и 2016 годах «прочие расходы» ЗАО «Эвалар» достигали 2,6 и 2,7 млрд рублей соответственно, что вполне сопоставимо с теми суммами, которые компания потратила на продвижение и рекламу своих продуктов (а как мы уже отмечали, расходы на рекламу у «Эвалара» вдвое больше расходов на производство).
Аудиторы из Business Intelligence Team не дают ответа на вопрос, на что были потрачены эти деньги, однако мы можем выстроить собственные гипотезы. Схема, при которой компании раздувают собственные расходы за счет фиктивных контрактов с «дружественными» фирмами давно известна, тем более что в 2017 году ФНС уже проявляла интерес к «Эвалару» именно по такому поводу.
Кроме того, рискнем выдвинуть еще одно предположение. Место в Госдуме депутата Александра Прокопьева, равно как и его поддержка со стороны партии «Единая Россия» чего-то стоят. И речь, возможно, идет не только об официальных расходах, хотя они тоже есть. Так, в 2018 году компания «Эвалар» вошла в число крупнейших спонсоров «ЕдРа» в Сибири, передав этой партии почти 12,5 млн рублей. Помимо этого, в 2015 году был зарегистрирован Фонд социального содействия Александра Прокопьева, основу финансирования которого, согласно данным Минюста, составляли «целевые поступления от российских коммерческих организаций». Рискнем предположить, что главным донатором также был «Эвалар».
Однако эти и другие траты можно смело рассматривать как инвестиции. Политическая карьера в России – часто не только и не столько про политику. С 2011 по 2019 год Александр Прокопьев выступил соавтором 86 законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов, среди которых были и прямо влияющие на рынок БАД в стране. Как видим по бухгалтерскому балансу ЗАО «Эвалар», результат того стоит.