В скором времени федеральное государственное унитарное предприятие «ЗащитаИнфоТранс», принадлежащее Минтрансу, в партнерстве с одним из ведущих участников рынка страхования, намерено в экспериментальном режиме запустить цифровой сервис оформления полисов на беспилотные летательные аппараты, сообщили собеседники «Известий» в авиационной сфере. Технические нюансы синхронизации систем будут доработаны до конца июля. По замыслу, как только владелец беспилотника будет подавать в государственную систему учета БПЛА заявку на полет, информация будет поступать страховой компании.
Как отмечают во ФГУПе, новый механизм предусматривает совместное участие государственных ведомств и коммерческих структур. В перспективе государственный реестр БПЛА синхронизируют с онлайн-курсами пилотов дронов, к сервису согласования полетного плана и с порталами компаний, предлагающих техническое обслуживание дронов.
По мнению авиационного эксперта Дениса Федутинова, заявленные сервисы соответствуют интересам и компаний, которые специализируются на софте для дронов, и владельцев беспилотников. Как только единая платформа заработает, индустрия дронов начнет развиваться еще активнее. Сегодня сохраняются пробелы в регистрации БПЛА, и запуск электронной системы регистрации с возможностью он-лайн оформления страховки повысит легитимность использования дронов в едином воздушном пространстве с другими типами авиации. Также потребуется упорядочить процедуру сертификации беспилотников и систему обучения лиц, работающих с ними.
Участники рынка говорят, страховые услуги владельцам дронов в РФ пока оказывают не систематизировано, и предлагают их лишь несколько компаний, причем не для физических лиц, а для фирм. Это противоречит законодательству, которое предусматривает наличие страховки при выполнении полетов всех БПЛА, вне зависимости от формы собственности.
Эксперт в сфере авиационного права и экономики Сергей Детенышев предупреждает, расчет страховых платежей станет непростой задачей, поскольку полеты БПЛА несут весомую угрозу здоровью людей и сохранности имущества. Очевидно, что страховать будут только зарегистрированные дроны, а во внимание будут принимать план конкретного полета и квалификацию оператора, соответственно, полет тяжелого БПЛА в черте города под управлением новичка обойдется дороже, нежели запуск легкого беспилотника опытным оператором над сельскохозяйственными угодьями.