Крупнейшая нефтяная компания России совместно с Российским топливным союзом направила в профильный комитет антимонопольного инициативу, в которой речь идет о необходимости запретить участие компаний-трейдеров в биржевых бензиновых торгах, на которых реализуется продукция отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Предложение было зафиксировано в протоколе заседания комитета. В «Роснефти» и топливном союзе считают, что сделки, совершенные с участием трейдеров, некорректно принимать во внимание при выведении индексов биржевых бензиновых котировок по Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Чтобы предложение получило шанс на реализацию, его должны одобрить участники секции «Нефтепродукты». Последняя соберется на заседание в конце будущей недели. В антимонопольной службе предложение не комментируют.
По действующей методике, индексы котировок бензина и другой продукции нефтяной отрасли вычисляются на основании соглашений, подписанных в ходе реализации с биржи продукции ведущих НПЗ. Однако в последнее время трейдеры упростили получение выгоды, выкупая товар у НПЗ, но физически не забирая его с базисов перерабатывающих предприятий, и оттуда перепродавая автозаправочным станциям. Таким образом, трейдеры ушли от расходов на транспортировку и складирование продукции.
Авторы предложения считают, что на перепродажу топлива на базисах перерабатывающих предприятий должен быть наложен мораторий. По его условиям, с хранилищ производителей топливо должны отпускать только сами НПЗ, а трейдерам придется создавать отдельные базисы, говорит глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. Владельцы АЗС предпочтут покупать топливо напрямую, а нынешний механизм биржевых сделок не позволяет понять, кто выступает продавцом нефтепродуктов – производитель либо посредник. Аркуша говорит, если предложение будет реализовано, котировки нефтепродуктов упадут.
В то же время, вице-президент СПбМТСБ Антон Карпов советует не преувеличивать влияние трейдеров на ценообразование. Сейчас они перепродают от 3% до 5% топлива. Технически разграничение, при котором перепродажа топлива будет осуществляться вне основной сессией, возможна, но механизм будет запущен только при соответствующем предписании государственных органов.