Образование в свое время было одним из аспектов жизни страны, которым россияне гордились наравне с космической отраслью, хоккеем, оружием и прочими достижениями, в которых Россия сохраняла лидерские позиции в течение длительного периода времени. Однако, судя по всему, все это постепенно уходит в прошлое и уже сейчас становится очевидным, что федеральный центр не особо озабочен вопросами построения в стране качественной и эффективной образовательной системы. Свидетельствовать об этом могут озвученные недавно представителями Счетной палаты России данные.
Так, по информации Счетной палаты, в России фиксируется резкое сокращение количества школ, а расходы на образование из федерального бюджета вдвое ниже, чем у многих стран Запада. С такими выводами накануне выступила аудитор Счетной палаты России Светлана Орлова.
По ее словам, уже к 2024 году общая численность школьников в России достигнет отметки в 20 миллионов человек, однако уже сегодня в стране ощущается серьезный дефицит мест в школах. Примерно 13% или двух миллионов учеников в стране вынуждены учиться во вторую или даже третью смену. Как утверждает аудитор, результаты многолетней работы властей по оптимизации системы образования привели к плачевным результатами. Так, начиная с 2001 года, общее количество дошкольных образовательных учреждений (детских садов) в стране сократилось на 3 000 (до 48 000). Еще больше сокращается и количество средних школ. К примеру, в городах страны общеобразовательных школ стало 18 тысяч вместо прежних 23 тысяч, а количество сельских школ, и вовсе, сократилось почти в два раза – с 46 000 до 24 000.
На этом фоне, отмечает аудитор, бросается в глаза довольно скромное финансирование государственных программ и проектов, призванных развивать образование в России.
«Расходы на реализацию национального проекта «Образование» за все время его работы составляют ниже 800 миллиардов рублей. Принимая во внимание тот факт, что в общем расходы бюджета на образование составляют порядка 27 триллионов рублей, выходит, что на «прорыв» в этой сфере предусмотрено менее 3% от обычного бюджета», - сетует Орлова.
Кроме того, аудитор обратила внимание и на еще один значимый маркер, который свидетельствует о том, что российское правительство не склонно ориентироваться на повышение качества образования и его доступность. По ее данным, расходы на образование в России сегодня составляют примерно 3,6% от внутреннего валового продукта в год, в то время как в большинстве развитых страны этот показатель значительно выше – 5-7%.
Наконец, отмечает представитель Счетной палаты, около четырех сотен сельских школ в стране до сих пор лишены доступа к Интернету, а у половины из подключенных, скорость связи остается на крайне низком уровне. Электронное обучение сегодня в России доступно лишь незначительной численности (15%) школьников, а всего дистанционными технологиями обучения в стране пользуются не более 2,5% детей.
Вообще, в разговорах на тему отечественного образования федеральные чиновники и другие представители власти давно декларируют самые высокие цели. Однако, как и в большинстве других начинаний, все это превращается, если не в фарс, то, как минимум, в какое-то любительское отношение к одному из важнейших направлений, от которого зависит будущее страны – ее экономическое процветание, социальная стабильность и другие не менее важные показатели.
Итогом декларирования высоких целей в свое время стал национальный проект «Образование», в рамках которого к 2024 году планируется вывести страну в ТОП-10 стран мира по качеству общего образования. Но, судя по всему, после оптимизации, приведшей к резкому снижению доступности этого самого образования, не справятся и два нацпроекта, какие бы суммы на них не выделялись. Невольно вспоминается недавнее заявление патриарха Кирилла о том, что РПЦ сегодня развивается рекордными темпами и строит по три храма в сутки. После этих слов предстоятеля РПЦ россияне в социальных сетях резонно спрашивали, а сколько школ строится в стране за тот же период.