Исследовательская компания Gfk Rus опубликовала данные, свидетельствующие о наращивании продаж дискаунтерами в 2016 году. В отчете отмечается, что преимущество данная группа магазинов получила благодаря такому ключевому фактору, влияющему на выбор потребителя, как цена. Дискаунтеры показали не только рост частоты покупок, но и рост размера среднего чека.
Заметный прирост среди крупных форматов продемонстрировали гипермаркеты - 5,8%. Однако в их случае исследователи отмечают более медленный рост показателя частоты покупок. Доля мелких и средних приобретений выросла на 3 процентных пункта (для сравнения, в дискаунтерах - на 1 п.п.). Повлияло на темпы роста этого формата и падение размера среднего чека.
Аналитики Gfk констатируют большой потенциал у парфюмерно-косметических и хозяйственных магазинов, показавших рост показателей на 19,6%. Еще дальше ушли онлайн-магазины — у них 35%. Развитие данных форматов свидетельствует о том, что кроме цены потребитель в равной степени заинтересован в широте ассортимента, отмечается в отчете компании.
Исследователи отметили еще один важный момент, выявленный в 2016 году. Впервые за последние три года предпочтение, отдаваемое покупателями более дешевым товарам в каждой категории, перестало лидировать в перечне факторов, влияющих на уровень продаж. Утраченные позиции возвращаются к ведущим маркам и продукции премиум-класса в непродовольственном секторе рынка. Аналитики полагают, что подобные изменения ожидают и продовольственный сегмент, но пока делать однозначные заявления об этом рано, учитывая ситуацию в категориях, которая складывается разнонаправлено.
Общая картина говорит о том, что потребители все еще экономят при покупке товаров так называемого повседневного спроса, несмотря на рост позитивных покупательских настроений. В 2016 году показатель потребления сократился на 1,3% в натуральном выражении. В то же время есть тенденция к экономии при покупке продуктов питания и перераспределение предпочтений в пользу товаров личной гигиены. В этой категории лидируют средства по уходу за кожей лица (плюс 28% по стоимости и 9% в штуках). По итогам прошлого года сегмент товаров личной гигиены «выиграл» при перераспределении семейных бюджетов 17,3 млрд рублей.