Летом 2014 года, после ухудшения геополитической ситуации и введения антироссийских санкций, ЕБРР принял решение заморозить инвестиции в новые российские проекты. Россия полагает, что таким образом банк нарушил правила и свой устав, приняв скорее политизированное, чем экономически рациональное решение. Этот вопрос и был вынесен на обсуждение в совете управляющих ЕБРР, пишут РИА Новости.
Позиция России заключалась в том, что решение о приостановлении финансирования приводит к ухудшению финансового положения банка и снижению его прибыли, а это противоречит его основной задаче. Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин отметил, что до конца года Россия обратится в международные рейтинговые агентства, указав им на то, что доходов от РФ ЕБРР получать не будет, поэтому, вероятно, инвестиционный рейтинг банка должен быть ниже. В ЕБРР это предположение назвали спекулятивным – по итогам минувшего года банк достиг хороших результатов.
В конечном итоге большинство акционеров ЕБРР не поддержали позицию РФ, и проголосовало против той части резолюции, в которой речь идет о том, что никакое право участника организации не может быть ограничено или приостановлено каким-либо образом, не указанным в соглашении. Орешкин отметил, что российская сторона этим удивлена, а само решение создает опасный прецедент, когда международный финансовый институт может ограничить права своих членов, вопреки уставным документам.
Теперь, продолжил министр, Россия пересмотрит формат сотрудничества с ЕБРР, и не будет поддерживать предложения банка по новым проектам и его докапитализации. Впрочем, речь не идет о выходе из капитала ЕБРР, указал Орешкин. В то же время, это может произойти естественным путем – оставшиеся заемщики ЕБРР будут отказываться от экономически непривлекательных условий финансирования банка.
Одновременно с этим Россия будет развивать сотрудничество с иными институтами развития, которые неполитизированы, отметил глава МЭР. В их числе Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития.