С 2020 года вводится запрет на использование высокосернистого мазута в качестве топлива для судов. Как сообщает агентство «Блумберг», в результате мировой рынок ожидает заметное падение спроса на этот энергоноситель, что приведет к падению выручки российских нефтяных компаний. Потеря рынков сбыта высокосернистого мазута, отмечает издание, может обернуться для России потерями в несколько миллиардов долларов.
В 2020 году вступают в силу новые правила ММО ООН (Международная морская организация при Организации объединенных наций), которыми запрещается использование мазута с содержанием серы на уровне более 0,5% в качестве корабельного топлива. Это, считают эксперты, приведет к резкому снижению спроса на высокосернистый мазут на мировом рынке. И самые большие потери в этом случае рискует понести российский нефтегазовый сектор.
Как считают опрошенные изданием эксперты, российские нефтеперерабатывающие заводы, которые занимаются переработкой нефти с высоким содержанием серы, попросту не успевают перестроиться под новые правила. Агентство также отмечает, что уже к концу сентября этого года в России полностью прекратилось производство мазута, соответствующего новым правилам ММО ООН, кроме того, примерно две трети от общего объема выпускаемого в России мазутного топлива содержалось от 2,5% и более серы.
Российские НПЗ практически не имеют шансов на завершение подготовки к новым правилам, таким мнением с агентством поделился ведущий аналитик компании IHS Markit Ltd. По словам Александра Щербакова, модернизация предприятия «Сургутнефтегаза» и «Роснефти», вероятнее всего, не успеет завершиться к 2020 году, а значит, после вступления новых правил в силу мазут российского производства можно будет продать на мировом рынке лишь с очень большим дисконтом.
Как подсчитали журналисты, в течение всего прошлого года российские производители, которые поставляют мазут в более чем сто стран мира, сумели выручить от этих продаж около 9 миллиардов долларов США. В то же время, судя по оценке специалистов инвестиционного банка Wood & Co. Financial Services, новые правила могут привести к серьезному сокращению выручки российских производителей. Только в 2020 году потери могут достичь отметки в 3,5 миллиарда долларов.
В агентстве подчеркивают, что у российских нефтяников имеется сразу несколько направлений сбыта мазута с повышенным содержанием серы, но ни одно из этих направлений не позволит полноценно компенсировать потери от падения спроса на такое топливо со стороны судоходных компаний.
Примечательно, что отказаться от использования в судовых силовых установках высокосернистого мазута планировали и ранее, поэтому Россия, не сделавшая упор на эти новые правила, действительно рискует понести серьезные потери.
«Разумеется, Россия экспортирует преимущественно именно высокосернистый мазут. Этот факт известен давно, более того, отечественные компании уже готовятся к этому. Если присмотреться к официальным данным, можно увидеть, что объемы экспорта российского мазута падают, и эта тенденция сохранится в будущем. Очевидно, потерь не избежать. И речь будет идти именно о потере выручки на экспорте такого вида топлива», - приводит слова аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука российское издание РБК.
При этом эксперт добавил, что данную ситуацию пока нельзя назвать критичной. «Подобная ситуация предсказывалась давно, более того, она могла сложиться и раньше», - заявил он. Аналитик утверждает, что в России сегодня ведется процесс модернизации нефтеперерабатывающих заводов с целью снижения объемов производства мазута в пользу светлых нефтепродуктов.