Россияне нарастили потребительскую уверенность

Потребительская уверенность россиян к концу года заметно выросла. Об этом говорится в мониторинге Высшей школы экономики, с которым ознакомились «Известия». Показатель, отражающий отношение к покупкам и доходам, хоть и остается пока в отрицательной зоне, но всё же увеличивается непрерывно.

Как выяснили специалисты Высшей школы экономики, за последний год россияне начали более оптимистично оценивать свою покупательскую способность. Эта тенденция соответствует общему тренду на окончание кризиса в экономике, прирост внутреннего валового продукта и замедлению инфляции, которая, согласно свежим прогнозам экономического ведомства, по итогам года не превысит 2,8%. Индекс потребительской уверенности эксперты рассчитали как соотношение граждан, пессимистично и оптимистично оценивающих положение дел в экономике. По результатам июля-сентября этот показатель достиг -11%, что является лучшим за последние полтора года. Россияне оценили экономику страны и собственные возможности более оптимистично, нежели итальянцы, болгары, венгры и жители других государств Евросоюза.

Составители индекса отмечают, потребительская уверенность россиян растет на протяжении 7 кварталов, когда показатель находился в критичной нижней точке -30%. Если тенденция сохранится, то уже к середине следующего года россиян, которые положительно оценивают экономическое положение страны и собственное благосостояние, может оказаться больше, нежели тех, кто эти же параметры оценивает негативно.

Наиболее существенным оказался подъем уверенности в категории граждан возрастом 30-49 лет, где индекс достиг -9%. Столь высокой доля оптимистов в этой демографической группе не была с 2014 года. Общий индекс указывает на то, что россияне постепенно отказываются от сберегательной модели, при которой деньги тратятся только на самые необходимые покупки. Эта модель начала превалировать на пике кризиса в 2015 году.

Реклама на веке

По мнению составителя ранжирования, главы Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, чтобы доля оптимистов продолжала расти, должно начаться увеличение реального заработка россиян. Пока они только сократили темпы падения – 1,3% с начала года, что в 8 раз меньше, чем на пике кризиса, когда доходы граждан падали на 10% за три квартала. А директор Института стратегического анализа ФБК* Игорь Николаев уверен, что прирост потребительской активности достигнут за счет удешевления и упрощения получения кредитов.

*
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
Световое загрязнение: на Земле остается все меньше ночи СМИ сообщили о готовности СЕ отменить санкции против РФ