В январе 2019 года граждане РФ стали больше тратить на автозаправках и в продовольственных магазинах, а также в кафе и заведениях фаст-фуда, зато расходы в алкомаркетах сократились, говорится в отчете оператора фискальных данных «Такском». Как сообщают «Известия», изучившие документ, в январе россияне в среднем оставляли на АЗС по 1,25 тыс. рублей, что на 8% выше декабрьского показателя. Относительно января 2018 года средний чек вырос на 14%. Литр бензина в январе в среднем отпускался по 47 рублей, что на 10% дороже, чем год назад.
По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, подсчет оператора соответствует действительности – ранее Росстат заявил о годовом увеличении розничных топливных цен на 9,6%. Тем самым подорожание бензина и дизельного топлива вдвое опередило инфляцию. Представители «Такскома» отмечают, что средний чек на заправках вырос за счет увеличения доли сопутствующей продукции. Затраты на нее достигают 40% от выручки АЗС. В частности, россияне стали чаще пить кофе на заправках – за год их расходы выросли на 20% и составили в среднем 130 рублей за один визит.
Кроме того, граждане РФ вынуждены больше платить и в гипермаркетах, а также в супермаркетах – средний чек подскочил на 11% и достиг 750 рублей. Средняя сумма, потраченная россиянами за один визит в кафе или столовую, возросла на 9% и достигла 1,2 тыс. рублей. Между тем, по окончании праздников россияне несколько сократили потребление алкоголя – в спецмагазинах чек сократился на 2% и составил 519 рублей. При этом рост цен на спиртные напитки имел место быть. Представители «Такскома» отмечают: в декабре традиционно отмечался повышенный спрос на алкоголь, который снизился в январе.
По оценке профессора Московского гуманитарного университета Алексея Скопина, на цене спиртных напитков сказался рост НДС на 2%. По мнению руководителя Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, этот же фактор отразился и на стоимости всего ассортимента магазинов, других драйверов подорожания в первом месяце 2019 года не отмечалось. По словам аналитика консалтинговой компании Restcon Елены Перепелица, в заведениях общепита стоимость блюд выросла за счет подорожания продуктов, повышения платы за аренду и удорожания коммуналки.