Министерство финансов разработало законопроект, резко ограничивающий возможности российских регионов кредитоваться за рубежом. Минфин предлагает установить фильтр, отсеивающий от «дешевых» иностранных денег те субъекты Федерации, чьи кредитные рейтинги ниже суверенного рейтинга России.
Если законопроект будет принят в предложенном виде, зарубежные займы по низким ставкам смогут брать только Москва и Санкт-Петербург. Остальные 90% регионов будут вынуждены брать в долг у российских банков под кабальные проценты. «Ставка рефинансирования в еврозоне составляет 0,25%, а в России на 800 процентных пунктов выше», - поясняет финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Как пояснил «Веку» аналитик УК «Атон-менеджмент» Дмитрий Голубовский, формально появление подобного законопроекта было бы оправдано, если бы не существовало других способов контроля исполнения бюджета, правда, требующих определенных усилий от властей.
«Смысл в этом есть: рынок субфедерального долга не самый прозрачный, за всеми статьями расходов региональных бюджетов не уследить, часть из них может быть сверстана, например, под какие-то формы, скажем так, сотрудничества с иностранными инвесторами, которые они могут оплатить покупкой долгов, - говорит Голубовский. - Чтобы потом больше получить из бюджета. Схемы могут быть разные. Другое дело, что можно было бы сделать бюджеты прозрачнее, контроль эффективнее, а не ограничивать доступ к ликвидности. Тем более, что через банки можно контролировать не менее эффективно, чем непосредственно. Так что я, скорее, негативно отнесусь к этим ограничениям. Это не улучшит условия финансирования региональных бюджетов и не даст дополнительной безопасности».
Тогда кому могут быть интересны минфиновские нововведения? По словам Голубовского, в принципе выгодоприобретателем может стать любая структура, которая купит субфедеральный долг более или менее устойчивого в финансовом отношении региона.
«Это могут делать банки, местные финансовые компании и даже частные лица на бирже. Ограничения ведь планируется вводить только против иностранцев. Правда, в условиях девальвации рубля желающих, мне кажется, будет не много. Все эти меры ограничивают ликвидность, которая и так утекает из страны», - поясняет эксперт.
«В принципе, власть можно понять, - согласен с Голубовским политолог Андрей Пионтковский*. - В регионах - очень высокий риск дефолта, а если в этом случае будет идти речь об отношениях с внешними кредиторами, то фактически ответственным будет не регион, а государство. Такова логика этого законопроекта».
Тем не менее, по мнению аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Антона Сороко, даже на фоне выгод, которые формально можно ожидать от законопроекта, предлагаемые Минфином ограничения слишком жесткие.
«Вероятность того, что у региона кредитный рейтинг поднимется до уровня суверенного, достаточно низка, - заявил эксперт «Веку». - Тем более, те регионы, которым действительно нужен выход на зарубежные рынки капитала, скорее всего, из-за своей на текущий момент уже высокой долговой нагрузки не могут похвастаться высокими кредитными рейтингами. Таким образом, принятое ограничение, в целом, закрывает этот рынок для проблемных регионов, предоставляя им возможность искать фондирование внутри страны. В частности, думаю, это сделано, чтобы у федерального и региональных правительств был простор для маневра, если в каком-то из субъектов ситуация станет преддефолтной. Ведь договориться с отечественными банками по поводу реструктуризации займа будет проще, чем с западным институтом».
При этом сами российские банки охотно кредитуются у иностранцев под выгодные проценты. Тут выгода наших банкиров очевидна: получил зарубежные деньги подешевле, занял их региону подороже.
Кроме экономического контекста законопроекта эксперты усматривают в предложении Минфина и политическую составляющую. Так, документ предусматривает возможность снимать с должностей губернаторов (которым запрещено занимать деньги за рубежом) за просроченный региональный долг свыше 10% от бюджета субъекта РФ.
Не надо быть провидцем, чтобы просчитать ближайшее политическое будущее большинства губернаторов. Долг целых двадцати регионов достигает 50% бюджета. У Мордовии он и вовсе почти 100-процентный, у Волгоградской и Саратовской областей - 90-процентный. Попадает под раздачу и Свердловский губернатор - область задолжала 13%. Добавим, что общий дефицит бюджета регионов в прошлом году удвоился, достигнув 700 млрд. рублей.
Выходит, губернаторская должность становится фактически «расстрельной». Причем, складывается впечатление, что Владимир Путин сделал ее таковой сознательно, обязав глав регионов в мае прошлого года поднимать «социалку» самостоятельно, без помощи федерального бюджета.
«Указы Путина невыполнимы, - убежден Андрей Пионтковский. - Как можно поднять уровень образования, здравоохранения, повысить пенсии и зарплаты, строить новые дороги при том, что огромная часть федерального бюджета идет на программу вооружения или на дополнительное довольствие силовиков, обеспечивающих политический сыск? Удивляет следующее: отдаем заведомо невыполнимые приказы, сбрасываем ответственность на регионы, затем лишаем их возможности обращаться к дополнительным источникам финансирования и тут же устанавливаем для них новые рамки наказания».
В результате эксперт прогнозирует растущее недовольство губернаторского корпуса по отношению к центру.
«Пока что губернаторы молчат, но в случае ослабевания политической стабильности в стране они обязательно поднимут голову, взбунтуются, потому что были поставлены в совершенно идиотское положение, - резюмирует Пионтковский. - Причем, у них будут развязаны руки, потому что они понимают: если глав регионов начнут снимать пачками, это не только не добавит финансовой и политической стабильности, но, напротив, ввергнет страну в хаос. Перманентные отставки и перевыборы губернаторов станут единственной реальностью России. Работать будет некому и некогда».