Ровно 80 лет назад в блокадном Ленинграде музыканты исполнили Седьмую симфонию Шостаковича

80 лет назад, 9 августа 1942 года, в блокадном Ленинграде прозвучала знаменитая Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича. Автор этого великого музыкального произведения испытал на себе всю трагедию блокадного города.

Несмотря на нежелание и, можно сказать, сопротивление, осенью 1941 года по решению властей композитора вместе с семьей из осажденного города эвакуировали сначала самолетом в Москву, а потом поездом - в Куйбышев (ныне Самара), ведь в то время вокруг Ленинграда все сильнее и сильнее сжималось кольцо вражеских войск.

В этот период Шостакович уже работал над Седьмой симфонией, которая и была закончена в Куйбышеве в марте 1942 года. Там же состоялась и премьера этого великого музыкального произведения, после которой началось победное шествие «Ленинградской» по всем радиостанциям нашей страны, и буквально через месяц создатель Седьмой симфонии был удостоен Сталинской премии. Сам композитор мечтал, чтобы его произведение прозвучало именно в Ленинграде. Тем самым Шостакович хотел доказать, что город живет и дух нашего народа сломить нереально и невозможно.

Напомним, что хотя в течение трех месяцев (декабрь 1941 - февраль 1942 гг.) радиовещание музыкальных программ на Ленинград было прекращено, тем не менее, на Швецию и Англию иногда шли трансляции выступлений оркестра, тем самым доказывая мировому сообществу, что город жив. И вот в марте 1942 года вещание музыкальных программ на Ленинград было возобновлено.

Реклама на веке

Весной 1942 года ко всем музыкантам, которые находились в городе на Неве, был направлен призыв явиться в оркестр радиокомитета для репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Отметим, что этим оркестром руководил дирижер Карл Элиасберг, который в то время был настолько слаб физически, что его на репетиции на санках привозила супруга, пианистка Надежда Бронникова. Некоторых музыкантов на репетиции тоже привозили на санках, например, флейтиста, у которого отнялись ноги.

К сожалению, после голодной зимы 1941 года в оркестре оставалось всего 15 человек, а ведь требовалось более 100. Музыкантов-мужчин даже вызывали с фронта и по приезду вместо оружия им выдавали музыкальные инструменты. Например, из пулеметной роты прибыл тромбонист, из зенитного полка – валторнист, а Карл Элиасберг, шатаясь от слабости, в поисках музыкантов сам обходил госпитали…

Практически перед самой премьерой Элиасберг недосчитался одного музыканта, про которого ему сказали, что он ушел в мир иной. Но дирижер поехал в то место, куда было доставлено тело музыканта, и оказалось, что тот еще жив, более того, вскоре этот человек продолжил репетиции.

В гостинице «Астория» тогда был создан стационар для особо истощенных, где и сам дирижер, и исполнители могли хотя бы немного набраться сил. Первые репетиции были короткими – максимум по 20-30 минут, причем они часто прерывались из-за регулярных бомбежек и артиллерийских обстрелов города.

Командующий Ленинградским фронтом генерал-лейтенант Леонид Говоров перед премьерой поставил задачу – ни один вражеский снаряд не должен разорваться в городе на Неве во время исполнения «Ленинградской» симфонии. Забегая вперед, скажем, что эта задача была полностью выполнена.

И вот 9 августа 1942 года в зале городской филармонии блокадного Ленинграда оркестр ленинградского радиокомитета исполнил Симфонию №7, которая стала символом сопротивления и героизма ленинградцев. Кстати, дата первого исполнения этого произведения была выбрана отнюдь неслучайно, ведь именно в этот день Гитлер намеревался захватить город на Неве, и по этому поводу фашистами даже были заготовлены пригласительные билеты на банкет в рестораны «Астории».

И вот музыка зазвучала в громкоговорителях, стала раздаваться на улицах, ее слушали жители Ленинграда… Это неповторимое музыкальное произведение настолько впечатлило слушателей, что многие из них стали говорить, что его автор сильнее Гитлера! Что ж, с этим нельзя не согласиться.

«С таким воодушевлением мы не играли еще никогда», - вспоминал позднее Элиасберг. По его словам, в этом не было ничего удивительного. «Величественная тема Родины, на которую находит зловещая тень нашествия, поэтический реквием в честь павших героев – все это было близко, дорого каждому из оркестрантов, каждому, кто слушал нас в тот вечер. И когда переполненный зал взорвался аплодисментами, мне показалось, что я снова в мирном Ленинграде, что самая жестокая из всех войн, когда-либо бушевавших на планете, уже позади, что сила разума, добра и человечности уже победила», - заключил Элиасберг.

«Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!» - написали летом 1942 года американские СМИ о «Ленинградской» симфонии, которая была исполнена в Нью-Йорке оркестром под управлением Тосканини.

Сам же Дмитрий Шостакович в эпиграфе к этому знаменательному первому исполнению симфонии в Ленинграде написал так: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию!»

Реклама на веке
Глава «Офицеров России» Михайлов посчитал полезной идею привлечения заключенных к боевым действиям в Донбассе Где в Екатеринбурге взять качественные автомобили в лизинг на выгодных условиях