Ограничительные меры Вашингтона, которым подверглось структурное подразделение «Объединенной авиастроительной корпорации» - АО «Аэрокомпозит», а также структура «Ростеха» - АО «ОНПП "Технология" имени Ромашина», предельно осложнили разработку важнейшего узла пассажирского лайнера МС-21 – композитного крыла, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на информированных представителей авиационной отрасли, а также на собеседника в аппарате кабмина. Инсайдеры поясняют, часть ингредиентов для крыла и киля самолета, планировалось закупить в Японии и Америке, однако после очередного ужесточения санкций США на поставки был наложен мораторий. В США выпуском необходимых компонентов занимается компания Hexcel, в Японии - Toray Industries.
Удлиненное композитное крыло является одной из главных конструктивных особенностей будущего среднемагистрального лайнера. Благодаря его наличию эргономика самолета улучшается, а салон ставится шире, нежели у аналогичных крылатых машин Boeing и Airbus. До введения санкций Россия успела получить импортные материалы для сборки трех опытных экземпляров лайнера, еще один должны собрать в скором времени. Неизрасходованных материалов хватит еще на 6 лайнеров.
Источники издания говорят, надежды на то, что композиты будут выведены из-под санкций, фактически нет. Один из альтернативных вариантов предусматривает использование композитов, произведенных в Китае, однако они вдвое тяжелее японских и американских аналогов. Другой вариант – разработка композитов в России. Производственная база для таких материалов имеется на Елабужском заводе композитных изделий. Однако при самом оптимистичном сценарии начало эксплуатации МС-21 придется отложить до 2025 года либо на еще больший срок. Также разработкой композитов может заняться подразделение «Росатома» - «Umatex», но как быстро оно справится с заказом, собеседники прогнозировать не берутся.
Тем временем эксперты ЦАГИ и НИЦ им. Жуковского заявили, что оптимальным вариантом является отказ от композитного крыла и киля, и изготовление их из металлов. В этом случае отставание от намеченных сроков реализации программы будет минимальным, однако самолет утратит ключевое преимущество, кроме того, потребуются повторные испытания узлов и агрегатов. Однако в «Ростехе» уверяют, что отказ от композитов на повестке дня не стоит.