Отмечается, что в последние два года на поддержку кинематографии из российского бюджета было выделено 22,8 млрд. рублей. Почти 80% этих средств (17,9 млрд. рублей) были потрачены на производство отечественных фильмов.
Согласно отчету контрольного ведомства, в результате выборочного анализа пяти реестров первичных оправдательных документов установлено, что получателем большей части средств (60% от сметной стоимости кинокартин) стали ООО «Визарт Фильм», имеющее кипрскую юрисдикцию, либо отечественные производственные организации, на балансе которых практически отсутствуют основные средства, а штат состоит максимум из девяти человек.
Счетная палата также отмечает, что в состав экспертных советов, отбирающих фильмы, которые будут поддержаны государством, входят лица, являющиеся крупнейшими получателями субсидий. Как отмечают аудиторы, подобное положение дел повышает риск финансирования аффилированных проектов за счет бюджетных средств. Эксперты СП также предлагают пересмотреть метод отбора заявок – в настоящее время провалы предыдущих картин авторов в прокате не принимаются в расчет при выделении им субсидий.
Например, прокатчиком фильмов Федора Бондарчука «Притяжение» и «Лед» выступает компания «Уолт Дисней Студиос Сони Пикчерс Релизинг», генеральным директором которой является Антон Сиренко — член экспертного совета. Помимо собственных проектов Бондарчук активно участвует в лентах других кинопроизводителей, которые также поддерживает Фонд кино.
В Фонде кино уже заявили, что не выводили бюджетные средства в офшоры. Там отметили, что заявление о выводе средств в офшоры является достаточно вольной интерпретацией журналистами официального документа - в подготовленном СП бюллетене нет ни слова о выводе бюджетных средств.
Как отметили в Фонде кино, в документе содержится лишь пример того, как российская кинокомпания прибегает к услугам компании, зарегистрированной в другой юрисдикции - на «Кипре». При этом в отчете аудиторов четко обозначено, что «речь идет о направлении собственных средств Организации кинематографии».
Возможность использования услуг организаций - нерезидентов РФ при производстве фильмов законодательно не ограничивается, напомнили в Фонде, отметив, что производители фильмов подают отчеты о полном бюджете, который включает как средства государственной поддержки, так и собственные средства.
Примечательно, что, по данным из базы ЕАИС, в которой содержится информация о 528 фильмах и 258 компаниях, получивших субсидирование, распределение средств неэффективно. Из 38 фильмов, которые с 2015 года получили от 100 млн. рублей господдержки, 14 собрали в прокате меньше этой суммы.
Например, лента «Крымский мост. Сделано с любовью!» режиссера Тиграна Кеосаяна, на которую государство выделило 100 млн. рублей, собрала в прокате всего 70 млн. рублей. Еще печальнее ситуация с мультфильмом «Урфин Джюс возвращается», который собрал в прокате лишь 47 млн. рублей при том, что на его создание Фонд кино выделил 200 млн. рублей.