«Север - Юг» – маршрут логистики нового времени

В правительстве РФ анализируют идею создания судоходной госкомпании для международного транспортного коридора «Север - Юг». Сейчас обсуждается форма организации такого предприятия и анализируются варианты участия государства и бизнеса, а также судоходных компаний и судовладельцев.

Значимость проекта

Сам по себе коридор «Север — Юг» крайне важен для нынешней ситуации в логистике, поскольку выполняет сразу несколько задач: разгрузка перегруженного дальневосточного направления, логистика в обход европейских портов, прямой выход на перспективные рынки Ирана, Индии, стран Юго-Восточной Азии и Африки, отмечает руководитель отдела аналитики отраслевого агентства PortNews Виталий Чернов.

«Не уверен, что нужно создавать именно государственную судоходную компанию, но есть смысл подумать над созданием единого логистического оператора совместно с иранскими и азербайджанскими партнерами», — отметил Чернов.

Реклама на веке

В ходе Веронского Евразийского экономического форума, который проходил в Баку, первый вице-премьер Андрей Белоусов подчеркнул, что значимость маршрута «Север — Юг» связана не только с антироссийскими санкциями, введенными после начала боевых действий на Украине, но и в целом с изменениями на мировых рынках из-за смещения центров экономической активности в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

«Россия предлагает рассмотреть возможность запуска такого сервиса с учетом того, что оператор будет также выполнять экспедиторские функции – контрактовать услуги перевозок, перевалки в морских портах, заниматься таможенным и иным сопровождением перевозки», — заявил Белоусов.

МТК «Север - Юг» наращивает объемы

В 2021 году через международный транспортный коридор было перевезено около 14 млн. тонн различных грузов. Транзит товаров по МТК «Север - Юг» по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился за первые семь месяцев 2022 года на 350%, отметил глава иранской судоходной компании «Khazar Sea Shipping Lines» Камбиза Джаханбани.

«Потенциал роста к 2030 году практически двукратный, до 32 млн. тонн. Переориентация грузопотоков сейчас важнейшая задача, поэтому необходимо усилить инфраструктуру портов Каспийского бассейна, модернизировать гидротехнические сооружения и портовые терминалы Астраханской области и Дагестана», – заявил замминистра транспорта РФ Александр Пошивай.

Мультимодальный маршрут «Север – Юг»

Соглашение о создании международного транспортного коридора «Север – Юг» было подписано в 2000 году и ратифицировано двумя годами позднее. Постепенно к нему присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия и Турция.

МТК «Север - Юг» начинается в Санкт-Петербурге и заканчивается в индийском порту Мумбаи. Он является альтернативой морскому пути, соединяющему Европу, страны Персидского залива и Индийского океана через Суэцкий канал. Протяженность МТК «Север - Юг» — 7200 км. Коридор связывают морские, железнодорожные и автомобильные маршруты.

Первая линия — «Транскаспийская». Маршрут пролегает через российские морские порты «Оля» в Астраханской области и «Махачкалинский торговый порт», а также иранские морские гавани: Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад.

Второй — «Западный» ж/д маршрут пока не достроен, ветка пройдет через погранпереход Самур (Россия) — Ялама (Азербайджан) с выходом на иранский пункт пропуска Астара.

И, наконец, третья — Восточная ветвь коридора пролегает по железной дороге через Казахстан, Узбекистан и Туркмению. Конечная точка — иранские погранпереходы Серахс и Акяйла Инче Бурун.

Сейчас грузы на этом участке перевозятся автотранспортом, что сдерживает развитие всего коридора из-за необходимости двойного перегруза товара с одного вида транспорта на другой.

На западном маршруте МТК «Север - Юг» реализуется большинство проектов первой, приоритетной, группы. Один из них - строительство автомобильных обходов Владикавказа, Астрахани, Махачкалы, Дербента и Хасавюрта, модернизация железнодорожных линий «Алят – Астара» и «Сумгаит – Ялама».

Немало объектов предполагается построить и в других странах. В итоге вложения в инфраструктуру потребуются не только в России, но и в Казахстане, Азербайджане, Иране и других государствах.

Создание цифровой модели

Директор морского торгового порта «Оля» Александр Мельников предложил создать цифровую модель МТК «Север - Юг», чтобы четко представлять алгоритм движения контейнеров на протяжении всего пути, понимать, где узкие участки пути, а также какое количество флота надо заказать для обслуживания маршрута. При этом он считает также, что эту работу можно поручить астраханским вузам.

«Какой нужен флот, какой контейнеровместимости, какие должны быть складские площадки и терминалы для приема и разгрузки товаров - сегодня, конечно, сказать сложно. Для анализа алгоритма движения контейнеров на всех участках коридора «Север - Юг» удобно иметь цифровую модель», - пояснил Мельников.

Такая модель, по мнению Мельникова, поможет также оценить порядок инвестиций. В Евразийском банке развития (ЕАБР) подсчитали стоимость инфраструктуры МТК и озвучили сумму в $38,2 млрд. Все инвестиционные проекты в ЕАБР разделили на три группы по степени их приоритетности. Для создания приоритетных объектов потребуется более $10 млрд. Эти расходы преимущественно лягут на плечи России.

Мнения экспертов

«Создание судоходной госкомпании для работы на международном транспортном коридоре «Север — Юг» будет полезно для такого масштабного проекта. Идут обсуждения организационной формы, кто и как сможет участвовать: государство или бизнес — судоходные компании, судовладельцы», — считает глава Росморречфлота Захарий Джиоев.

Предложение о создании совместной компании — скорее политический жест по отношению к соседним странам, практического смысла в таком операторе нет, в свою очередь, считает директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

От властей на этом коридоре зависит очень много всего, например, дноуглубительные работы в портах Каспийского моря, отметил Блинкин. Но как только вопрос с транспортной инфраструктурой и таможенными формальностями будет улажен, бизнес сам решит, как возить грузы, считает эксперт.

Реклама на веке
Российский суд наложил арест на гостиничный комплекс миллиардера Олега Дерипаски в Сочи США уничтожили вражескую кибер-инфраструктуру, чтобы обезопасить голосование на промежуточных выборах