Сегодня полномочия по контролю за исполнением законодательства в области ПДД возложены на отдельную структура ГИБДД. Законопроект предусматривает передачу столице права взимания штрафов по 38 из 128 составов правонарушений в области дорожного движения, например, таких, как выезд на красный свет, непропуск пешеходов и превышение скорости. Передача полномочий должна была оформляться «специальным соглашением между правительством субъекта и МВД».
Правительственный законопроект был внесен в Госдуму еще два года назад. Не секрет, что инициатором новации выступали московские власти и лично глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Однако депутаты инициативу правительства всячески тормозили. Так, первый заместитель главы комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков заявлял о том, что принятие закона приведет к многочисленным нарушениям, как это уже случилось после передачи Москве прав на взимание штрафов за неправильную парковку.
Однако отступать от своей идеи московские власти были не намерены. Осенью 2015 года первый вице-премьер Игорь Шувалов попросил премьер-министра РФ Дмитрия Медведева ускорить прохождение документа в парламенте. По словам Шувалова, в дальнейшем этот опыт можно будет тиражировать по стране.
МВД также поддерживает принятие этого закона. Ранее, 21 ноября, при обсуждении законопроекта на заседании комитета Госдумы по госстроительству и законодательству первый заместитель главы МВД Александр Горовой, выступавший от лица правительства, заявил, что у ведомства нет средств и специалистов, чтобы заниматься штрафами и дальше. По словам Горового, аппаратура на улицах все равно принадлежит Москве. В столице уже действует порядка 1600 стационарных камер фиксации нарушений. И другого способа, помимо «диспетчеризации», для решения проблем города не существует. По словам Горового, законопроект уже поддержан в 40 регионах России.
При этом Горовой признал, что некоторые меры могут быть «не очень хорошо восприняты населением».
Депутат от Москвы Ирина Белых, в свою очередь, заявила, что столица вполне способна администрировать 16 статей КоАП. Причем, по ее словам, средства от штрафов используются, в том числе и на усовершенствование действующей системы фиксации нарушений. Кроме того, по мнению Белых, камеры являются еще и профилактикой нарушений.
То, что столичные власти чрезвычайно беспокоит этот законопроект, говорит следующий факт: на заседание комитета пришел давний лоббист интересов московских властей член комитета Госдумы по бюджету и налогам Николай Гончар. Он ничего не говорил, лишь проконтролировал процесс.
В свою очередь, Лысаков считает, что нельзя из-за возможных злоупотреблений принимать законы, которые написаны для одного города, и передавать функции ГИБДД государственным учреждениям. Как заявил депутат «Веку», в ряде регионов из базы уже стали стирать номера некоторых машин, и ни под какие штрафы они уже не попадут. Кроме того, возможны утечки из базы по поводу перемещения спецмашин, опасных грузов и т. п. По мнению депутата, обработкой данных должны заниматься специалисты.
Лысаков полагает, что в случае принятия закона власти Москвы могут получить в свои руки инструментарий по сбору еще большего количества денег с автомобилистов. «Увеличиваются риски вынесения штрафов в 100 случаях даже тогда, когда на фото и видео не различаются цвет и номер машины. Сейчас сомнительные фото истолковываются в пользу водителей. Даже если отличается одна цифра передачи, материал идет в корзину», - заявил парламентарий.
Лысаков внес свой законопроект, предполагающий создание единого федерального центра, который займется делами об административных правонарушениях. По его мнению, он может стать преградой для незаконных сборов с московских автомобилистов. Между тем, альтернативный законопроект нижняя палата парламента, похоже, не поддержит.
Председатель комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников уже заявил о том, что ко второму чтению необходимо расширить перечень субъектов, которые получат право заключать соглашения по данным статьям КоАП. В нем, например, может оказаться и Татарстан.