В крошечной деревушке в Танзании дети, никогда не посещавшие школу и не знающие ни одной буквы, начинают изучать математику и чтение с помощью суперсовременного «наставника», обладающего искусственным интеллектом, который слышит речь детей на суахили и осмысленно реагирует.
В трущобах Боготы в Колумбии дети играют в специальные настольные игры, обучающие их за несколько месяцев счету и чтению. Обеспечить младших школьников играми помогают молодые волонтеры.
В окрестностях Токио построен детский сад, больше похожий на огромную игровую площадку. На крыше – округлая площадка, в класс можно забраться по дереву. Желоб, проходящий от пола до крыши здания, и мебель сделаны из легких деревянных блоков, дети могут сами все это перестраивать.
Первый из приведенных проектов разработан в университете Carnegie Mellon под названием RoboTutor, это один из финалистов конкурса Global Learning XPRIZE. Его цель – создать программное обеспечение для автономного обучения детей основам грамотности.
Второй проект – LEMA (Лаборатория обучения грамоте и математике) был представлен в недавнем отчете Центра универсального образования при Брукингском институте под названием «Можно ли перескочить? Потенциал образовательных инноваций для ускоренного развития». Брукинг собрал к настоящему времени каталог из 3 000 новшеств из 166 стран.
Третий называется Fuji Kindergarten, он выбран финской некоммерческой организацией HundrED, цель которой собирать по всему миру и распространять лучшие образовательные инновации. Сейчас они анонсируют первую группу, состоящую из 100 идей, собранных в 42 странах.
Происходит что-то значительное. Правительства, некоммерческие организации, спонсоры и преподаватели стараются решить одновременно две задачи, сложные и на первый взгляд несовместимые. Первая проблема заключается в том, что не все дети обучаются основам. Другая – в том, что обучения основам теперь недостаточно. Чтобы решить эти задачи, люди трудятся над выявлением и распространением инноваций.
Причина первой проблемы известна - неравенство. Более четверти миллиарда детей по всему миру не ходят в школу. Деятельность Global Learning XPRIZE нацелена в первую очередь на таких детей. Но и среди тех, кто посещает школу, существует значительный разрыв в базовых знаниях между самыми богатыми и самыми бедными. В США, к примеру, результаты стандартного теста показали различие в 40% в знаниях по математике. В беднейших странах взрослые имеют такой же уровень образования, какой в богатых странах был 100 лет назад.
Но есть другая проблема: элементарных знаний уже недостаточно, до 70% выполняемых в большинстве профессий задач – на пути к автоматизации, человеку остается наиболее творческая, требующая технической грамотности часть работы. Можно привести образное сравнение: если 100 лет назад дети учились ходить, теперь их нужно научить танцевать.
Вот почему Ребекка Винтроп из Брукинга задает вопрос: «Можно ли перескочить?», поясняя: «Как быстро мы можем изменить то, чему учатся дети и как они это делают?» «Перескакивание» часто связано со сферой технологий. В некоторых регионах Африки мобильная связь появилась там, где никогда не было проводного телефона. Индия, далеко отстающая от США по количеству автомобилей, объявила, что к 2030 году будет продавать только электромобили. Но изменения не могут заключаться только в том, чтобы производить чудеса техники и поставлять их на рынок. Многие утверждают, что бедные страны должны освоить элементарные знания, прежде чем обратиться к навыкам XXI века.
Работа Ребекки Винтроп доказывает: должно быть и то, и другое. Известно, что дети, начиная с простого, переходят к более сложному, осваивают творчество, сотрудничество. «Методы зубрежки и наказаний не принесут бедным детям ничего хорошего», - говорит Ребекка. Такие проекты, как LEMA, основанные на игровом отношении к обучению, развивают то, что она называет «широкими навыками» XXI века. «Перескакивание» не предполагает вытеснения традиционных школ, объясняет Винтроп, эта концепция нужна, чтобы изменить подход к обучению.
Одно дело – выявить отличную идею, ее еще нужно распространить. «Для этого придется преодолеть «эффект бункера», - считает творческий директор HundrED Саку Туоминен. - Учителя Хельсинки, Нью-Йорка, Буэнос-Айреса не имеют представления о том, что происходит в классах других городов». Одна из тем, выявленных им среди инноваций, - поиск пути к сотрудничеству между учителями. «Мы движемся к глобальному миру, пора образование тоже сделать глобальным», - подчеркивает Туоминен.