Проект изменений в избирательное законодательство разработали специалисты Совета по правам человека при главе государства. Рабочая группа органа изучила недостатки, имевшие место в ходе подготовки и проведения единого дня голосования в нынешнем году. С наработками группы ознакомилось РБК. Наибольшие нарекания у экспертов возникли к методике применения муниципального фильтра.
Дабы упростить регистрацию кандидатов в губернаторы от не правящих партий, правозащитники предлагают наделить депутатов местных советов правом оставлять свои подписи под листами двух и более кандидатов. Сейчас каждый депутат имеет право поставить автограф в документации только одного выдвиженца на пост главы региона. Также в СПЧ считают, что по желанию кандидаты могут вместо сбора подписей либо вносить залоговую сумму, либо собирать автографы жителей региона.
Кроме того, члены совета рекомендуют пересмотреть в сторону увеличения количество делегатов от партий в избиркомах, а также обеспечить защиту работников комиссий от административного давления. Члены Совета, Общественной палаты, а также региональные омбудсмены должны по умолчанию иметь статус наблюдателей на местных выборах.
В СПЧ считают, что сейчас россияне получают неоправданно мало сведений о кандидатах и самой дате голосования. Информационные материалы в помещениях комиссий следует дополнять фотографиями кандидатов, а комиссиям следует участвовать в проведении интернет-дебатов между кандидатами. Каждый россиян должен иметь возможность зарегистрировать персональный кабинет на сайте избиркома, куда будут сбрасываться все сведения об очередном голосовании.
Также правозащитники предложат президенту ввести на федеральном уровне единый реестр избирателей. Он сделает невозможным голосование одного лица на двух и более участков. Основания для досрочного голосования нужно закрепить законодательно. Все избирательные участки необходимо оснастить видеокамерами, говорится в рекомендациях.
Среди нарушений, которые, по оценке членов СПЧ, пока не удалось искоренить, - преднамеренную порчу и уничтожение рекламных материалов одного кандидата сторонниками другого, применение замаскированной рекламы в масс-медиа, подкуп избирателей, а также использование «черного пиара».