Значительное удорожание топлива, используемого речными судами, вынудило участников отрасли ходатайствовать перед профильным ведомством о ряде послаблений. Глава Российской палаты судоходства Алексей Клявин направил на имя руководителя Минтранса Евгений Дитриха письмо, в котором говорится о целесообразности утверждения двойного вычета на акциз на солярку, приобретаемого пароходствами, а также снижении либо отмене налога на добавленную стоимость на пассажирские и грузоперевозки по внутренним рекам. Кроме того, палата инициирует отсрочку введения нового техрегламента Таможенного союза. Речь идет о положении, по которому с 2020 года суда не смогут заправляться топливом с содержанием серы выше 0,5%.
Источники «КоммерсантЪ» в транспортном ведомстве рассказали, что письмо находится в стадии изучения. В финансовом министерстве с ним еще не ознакомились, как и в Евразийской экономической комиссии. Отметим, ранее об ухудшении положения пароходств главу государства Владимира Путина уведомил руководитель Союза транспортников РФ, депутат Госдумы Виталий Ефимов. В палате судоходства уточняют, затраты на топливо составляют от 30% до 50% в стоимости перевозок речным транспортом, при этом в апреле-июне стоимость топлива увеличилась на 50% относительно прошлого года, и их повышение продолжается.
В антимонопольном ведомстве о сложностях речников осведомлены. Замруководителя службы Анатолий Голомолзин говорит, ФАС не может повлиять на введение льгот, однако о подорожании топлива там знают. Среди причин этой тенденции – рост мировых расценок на топливные ресурсы.
Клявин отмечает, возможности компенсировать возросшие затраты за счет увеличения тарифов у речников нет. Финучреждения не желают кредитовать судоходства на дополнительные суммы, а клиенты в случае роста тарифов переходят на другие варианты транспортировки продукции.
Еще одним негативным для речников фактором является уменьшение объемов выпуска судового маловязкого топлива. Аналитик Vygon Consulting Сергей Ежов* говорит, выпуск такой продукции невыгоден нефтеперерабатывающим заводам. А руководитель Московского речного пароходства Константин Анисимов отмечает, если новый техрегламент вступит в силу в 2020 году, экологичное топливо вновь резко вырастет в цене.