Четыре года назад в авиакатастрофе над Синайским полуостровом потерпел крушение российский лайнер Airbus А321 авиакомпании «Когалымавиа». Погибли 224 человека. Эта катастрофа, произошедшая в субботу 31 октября 2015 года над центральной частью Синайского полуострова, стала одновременно крупнейшей авиакатастрофой в истории Египта и самолетов семейства Airbus A320, а также крупнейшей авиакатастрофой 2015 года и самой массовой гибелью граждан России в авиакатастрофе за всю историю мировой авиации.
Авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании «Когалымавиа» (торговая марка Metrojet) был зафрахтован туристическим оператором Brisco и выполнял чартерный рейс 7К-9268 по маршруту Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, но через 23 минуты после взлета с экипажем была потеряна радиосвязь, а сам лайнер исчез с радаров. Поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки самолета около города Нахль. Все находившиеся на его борту 224 человека (7 членов экипажа и 217 пассажиров) погибли.
Системный признак попытки фальсифицировать причину той или иной нештатной ситуации, взрыва или аварии - мгновенная реакция СМИ, чуть ли не в момент самого ЧП сообщающих набившую оскомину версию о разгильдяйстве и коррупции, приведших к очередной резонансной катастрофе. Этому критерию полностью отвечала реакция российских официальных лиц и СМИ на крушение самолета компании «Когалымавиа». Сразу же после первых тревожных сообщений о падении в Египте российского лайнера появились сообщения о том, что пилот Airbus якобы после взлета доложил авиадиспетчерам о неполадках на борту.
«Пилот самолета Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа», который выполнял рейс 9268 Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, после взлета связался с диспетчером аэропорта и сообщил о технических неполадках», – писало тогда РИА «Новости». Телеведущий канала «Россия 1» Сергей Брилев сообщил, что лайнер вышел в эфир после кратковременной потери связи и продолжает полет. Вскоре египтяне это опровергли. Пилот разбившегося в Египте российского самолета не обращался за помощью к авиадиспетчерам в аэропорту Шарм-эш-Шейха перед катастрофой. Об этом, как сообщило РИА «Новости», заявил министр гражданской авиации Египта Хусам Камаль. «Связь авиадиспетчеров с российским самолетом осуществлялась в нормальном режиме до момента катастрофы», — сказал он. По его словам, «российский пилот не просил о помощи, самолет исчез с радаров внезапно».
Что же произошло на самом деле с рейсом 7К-9268? Самолет вылетел из Шарм-эш-Шейха вдоль линии моря строго по направлению на Нувейбу, над ним развернулся на северо-запад и продолжал полет строго параллельно границе с Израилем до самого момента падения. По данным флайтрадара, самолет быстро зашел на эшелон, затем последовала резкая потеря высоты (с 33500 футов до 28375, то есть на 5135 футов), затем самолет исчез с флайтрадара.
Кстати, насчет быстрого подъема на эшелон. На авиафорумах обсуждали эту странность. Получается, что самолет резко дернул вверх, затем была просадка по высоте на 60 м, и в этот момент включился автопилот, который невозможно отключить из кабины. Затем оборвалась связь с землей, вырубилась энергетика и был резко сброшен газ. Самолет перешел в неуправляемый плоский штопор и столкнулся с землей на скорости 120 км/час, с горизонтальной составляющей 150 км/ч. Крупные обломки лежали в пределах геометрических размеров самолета, мелкие были разбросаны по радиусу до трех миль.
Многим экспертам, обсуждавшим эту катастрофу, показались странными показания флайтрадара: «04:12:56 высота 30675 футов, а в 04:13:00 - 33500 футов. Набор 860 метров за 4 секунды??? На такой высоте это даже для истребителя очень много».
«Крайне странные данные флайтрадара: 12:56 полет нормальный; 12:56 H=30675 (просадка 60 м); 13:00 H=33500. Такой набор проблематичен даже для истребителя (G около 10). Далее быстроразвивающаяся вертикальная раскачка (период около 12 секунд) с знакопеременными перегрузками до 9G. По самым скромным оценкам, от +3,5 до -1,5G. Как выдержал самолет? Врет флайтрадар? Врут приборы или ответчик? Или так и было?»
Что означают эти перегрузки? Борьбу пилотов с автопилотом или сбои во встроенной в электродистанционные системы управления (ЭДСУ) «закладке» пентагоновской DARPA? Кстати, если вспомнить, то при падении французского Airbus в Альпах 24 марта 2015 года были точно такие же дергания и рывки, которые эксперты интерпретировали как попытки пилота выключить автопилот. Программные закладки в БРЭО А321, по некоторым данным, были внедрены на Airbus и Boeing после атаки на башни-близнецы 11 сентября 2001 год. Эти закладки, разработанные аффилированным с Министерством обороны США агентством DARPA, призваны обеспечить уничтожение лайнеров в случае их захвата террористами.
О возможности перехвата управления самолетом в полете даже банальными хакерами с тревогой писала западная пресса. Например, британская The Guardian в номере от 15 апреля 2015 года опубликовала статью «Wi-Fi on planes opens door to in-flight hacking, warns US watchdog», в которой со ссылкой на предупреждение со стороны американского правительства и профильные комитеты Конгресса США констатирует, что хакер либо террорист, сидящий с нотбуком среди пассажиров лайнера, может, используя самолетный Wi-Fi, перехватить управление.
Само собой, что официальные американские инстанции ни при каких обстоятельствах (если только не появится новый Сноуден) не расскажут об «антитеррористических» закладках от DARPA. А предупреждение насчет хакеров, на мой взгляд, просто ложная мишень для тех гипотетических случаев, когда внешнее вмешательство в системы управления самолетов будет доказано.
Сейчас имеет смысл рассматривать три версии катастрофы:
1. Вмешательство через закладки DARPA и выдача недопустимых команд на рули управления и двигатели.
2. Взрыв внутри самолета.
3. Самолет сбит ракетой.
Первая версия. Закладки DARPA
Вот график изменения вертикальной скорости А321 перед катастрофой:
Такие рывки по тангажу не могут быть вызваны самопроизвольным уходом стабилизатора на кабрирование (тангаж – килевая качка, кабрирование – положительный тангаж, нос вверх). Системы защиты Airbus настолько совершенны, что не только техническая неисправность, но и никакая ошибка в пилотировании не может к этому привести.
Вывод: если график изменения вертикальной скорости А321 перед выходом на эшелон соответствует действительности, то это может быть вызвано сознательным выводом горизонтального оперения Airbus на кабрирование, при этом внешние управляющие вручную или по заложенной заранее программе быстро меняли положение стабилизатора. Что и вызвало катастрофу. Может ли в этом случае произойти отрыв хвостовой части, который реально произошел? Хвост самолета оказался в пяти километрах от фюзеляжа и крыльев, которые упали компактно.
На авиафорумах эту ситуацию уже просчитали. За 2 секунды, если верить данным флайтрадара, скорость изменилась на 70 метров в секунду, что дает перегрузку в 4G. А Airbus рассчитаны на нагрузку всего лишь в 2,5G.
Вторая версия. Взрывное устройство внутри самолета
Эту версию выдвинуло американское агентство Stratfor, которое называют теневым ЦРУ: «Американское аналитическое агентство Stratfor придерживается версии, что наиболее вероятной причиной крушения лайнера «Когалымавиа» на Синае является пронос взрывного устройства на борт самолета».
В обзоре агентства говорится, что «учитывая маловероятность альтернативных сценариев, кажется, что наиболее вероятным объяснением падения самолета является наличие взрывного устройства на борту». На российских авиафорумах после анализа фотографий обломков лайнера пришли к тому же выводу: «Взрывная разгерметизация по заднему гермошпангоуту с отделением хвостовой части».
Версия взрыва в хвостовой части лайнера не объясняет странных показаний флайтрадара, если только не допустить, что помимо подрыва взрывного устройство имело место и внешнее вмешательство в управление самолетом.
Третья версия. А321 сбит ракетой
Греческий ресурс со ссылкой на израильское агентство «Дебка» сообщил о заявлении «Моссада» о том, что российский лайнер был сбит китайской зенитной ракетой FN-6 экстремистской группировкой Ansar al-Migdas, подразделением запрещенного в РФ ИГИЛ*, которая устроила засаду на холме Джебель Халяль высотой 2685 футов, откуда террористы выстрелили в самолет, летевший на высоте 30 тыс. футов.
Обломки были найдены вблизи населенного пункта Bir-al-Hassaneh в центре горного массива Синай Джебель аль-Халяль, где исламистская террористическая организация Ансар аль-Бейт Мигдас имеет тайные убежища, в которых можно спрятать исполнителей теракта.
О том, что у боевиков в Сирии имелись китайские переносные зенитные ракетные комплексы (ПЗРК) FN-6, сообщил российский военный портал со ссылкой на британские источники.
По версии «Моссада» боевики залезли на высокий холм и таким образом достали высоколетящий лайнер. А если бы там была гора Эверест, то Airbus можно было бы сбить из рогатки? Этим я обозначаю определенный скептицизм в отношении такого варианта. Кстати, место, где потерпел катастрофу лайнер, находится в зоне действия израильских средств РЭБ. Впрочем, если «Моссад» так считает, то эту версию следует принять к сведению. В принципе зенитная ракета, безусловно, может вызвать «взрывную разгерметизацию по заднему гермошпангоуту с отделением хвостовой части». Но опять же нестыковка с показаниями флайтрадара. Если в лайнер ударила ракета, будет ли он стремительно нырять вверх и вниз или сразу камнем рухнет на землю? На этот вопрос должны ответить специалисты.
Четвертая версия. Бомба
Британская газета «Санди таймс» 8 ноября 2015 года опубликовала небольшую заметку-сообщение «Plane bombing mastermind unmasked as Egyptian cleric» («Организатором взрыва самолета оказался египетский священнослужитель»). В ней подтверждается версия израильтян, что лайнер «Когалымавиа» уничтожили боевики Синайского вилайета ИГИЛ. Если израильский ресурс ссылался на «Моссад» и утверждал, что боевики сбили лайнер с помощью ПЗРК китайского производства FN-6, то авторы «Санди таймс» получили инсайд от британской разведки МИ-6.
Английская версия отличается от израильской: якобы не ракета, а бомба поразила лайнер. В качестве организатора этого теракта называется руководитель упомянутой группировки Абу Осама аль-Масри, заключивший союз с ИГИЛ в прошлом году в Сирии.
Далее газета пишет: чиновники Уайтхолла подтвердили, что личность аль-Масри «представляет интерес» (тонкий английский юмор) и Британия может помочь Египту и России «убить или захватить» его. Это предполагает, между прочим, действия английского спецназа на синайской местности, что и констатируют авторы заметки.
Группировка аль-Масри ранее называлась «Ансар Бейт аль Макдис». После присоединения к ИГИЛ стала называться «Вилайат Синай». Ее лидер действительно после некоторой паузы взял на себя ответственность за уничтожение российского лайнера. Точно так же, как несколько лет назад Усама бен Ладен после некоторой паузы взял на себя ответственность за разрушение башен-близнецов.
Банда Аль-Масри изначально опиралась на Катар, который до 1971 года был британским протекторатом официально. А сейчас им является де-факто. В Катаре базируется телеканал «Аль Джазира», полностью укомплектованный сотрудниками МИ-6.
Примечательно, что ВВС США, Израиля, Польши и Греции проводили учения Blue Flag над Синаем в тот самый день, когда погиб российский А321.
Джеф Смит, научный редактор американского военного портала Veterans Today, военный эксперт, прослуживший много лет на Ближнем Востоке и в Северной Африке, оценил ситуацию так: «Причиной происшествия могла быть только бомба на борту или удар израильских ракет Hawk или Patriot со стороны израильской границы».
При этом Смит ссылается на то, что в августе 2015 года британский лайнер компании Thompson Airlines со 189 пассажирами, вылетевший из Станстеда (Великобритания), при подлете к Шарм-эш–Шейху с трудом уклонился от летевшей в его направлении ракеты, которая прошла всего в тысяче футов от лайнера. Пассажирам не сказали, что они были на волосок от гибели.
В ноябре, после гибели российского лайнера, Великобритания признала, что ее собственный авиалайнер был ранее атакован ракетой 23 августа 2015 года. Было официально заявлено, что это был случайный пуск ракеты, выпущенной из ПЗРК во время египетских военных маневров. Если ракета из переносного зенитного комплекса пролетела рядом с лайнером, то получается, что незадачливые египетские военные опять-таки взобрались на высокий холм. Верится в это с трудом. Версия Джеффа Смита выглядит более правдоподобной.
Гибель А321 над Синаем похожа на тайну, завернутую в загадку и спрятанную под ковер. Скорее всего, истинных организаторов этой трагедии мы никогда не узнаем.
И, кстати, о том, что власти Египта отказали России выдать материалы расследования теракта в небе над Синаем, кроме Алексея Венедиктова** не сообщил никто.