Механизм обязательной сертификации труб способен помочь справиться с контрафактом и фальсификатом. И это вопрос отнюдь не только бизнеса, но, в первую очередь, благополучия и здоровья россиян в государственном масштабе.
На данный момент появилась надежда на позитивные сдвиги в данной сфере. Поскольку подготовлен и планируется к подписанию проект Постановления Правительства Российской Федерации о дополнении «Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», утвержденного постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2009 г. № 982.
Так в перечне обязательной для сертифицирования продукции должны появиться «полимерные трубы» и «трубы чугунные» — трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ). Данные предложения рассматриваются на уровне Минпромторга РФ.
Помимо этого, в адрес Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга РФ направлены предложения разработать и законодательно закрепить единую Методику испытаний, измерений и оценки для всех видов труб в рамках обязательной сертификации трубной продукции, определить перечень сертификационных центров, имеющих право на проведение обязательной сертификации трубной продукции и производств (аттестованные лаборатории, соответствующая материально-техническая база и квалифицированные специалисты).
В Минпромторге заявили о готовности провести совещание по данным вопросам и обсудить создание документов по стандартизации, которые закрепят правила и процедуры оценки сертификации трубной продукции.
Игорь Ефремов – генеральный директор ООО «Липецкая трубная компания «Свободный сокол» –производителя труб, инициировавшего работу по закреплению обязательной сертификации трубной продукции:
«Сегодня около трети напорных труб для водопроводов, возможно, фальсифицированы или являются контрафактом. Это касается, прежде всего, полимерной продукции ввиду доступности организации ее производства. Срок службы таких труб не превышает и десяти лет. Помимо естественного роста тарифов ЖКХ, в которые закладываются суммы ремонта заведомо некачественных сетей, многократно возрастает риск утечки воды из труб в почву. При этом существует и такой фактор техногенной катастрофы как загрязнение воды вредными веществами из почвы и коррозийными частицами в трубах, утративших герметичность.
Причина засилья поддельных труб – это то, что во главу угла при выборе материалов для строительства распределительных сетей ставится фактор их цены, а точнее дешевизны. В итоге получается, что качество трубопроводных сетей косвенно контролируется рынком конкурсных торгов: контракт законно, но недальновидно отдается предложению с наименьшей стоимостью. Гарантийный срок, ложащийся на подрядчика, обычно не превышает трех лет, при этом окупаемость трубопроводной системы начинается от 60 лет. Такой рыночный подход в борьбе за тендерные заказы побуждает конкурирующие с крупными производствами гаражные предприятия сокращать себестоимость продукции.
Казалось бы, в таком бизнесе прямая зависимость качества от вложений потенциально предполагает повышенную ответственность контрагентов, однако ситуация выглядит иначе. Крупные предприятия вкладываются в производственную инфраструктуру, обеспечивающую контроль качества продукции, содержат квалифицированный персонал и работают только с хорошим сырьем – всеми этими условиями кустарные производства, естественно, пренебрегают. В качестве сырья для контрафакта используют вторичные материалы, причем материалы неизвестного происхождения. В итоге гаражные производители в конкурсной гонке успешно обходят по ценовой политике крупные предприятия, устроители тендеров закрывают планы, а заведомо ускоренный износ сетей подталкивает тарифы к постоянному росту. По оценкам экспертов отрасли, износ сетей в РФ сегодня оценивается в среднем в 45%, а в отдельных регионах РФ – до 80 %. Уже сегодня не доставляется до потребителя от 23 до 50% добытой и доведенной до санитарно-эпидемиологических норм, а, следовательно, дорогостоящей воды питьевого качества.
Обеспечивают законность этой схемы сертифицирующие организации, готовые за деньги оформить необходимые протоколы испытаний и выдать сертификат без настоящих испытаний и проверок продукции и тем более ее производства, по сути, превращая весь контроль качества в условность. Сертификат соответствия на трубы можно получить на срок от одного года до трех лет, срок зависит от выбранной схемы сертификации, что, конечно, влияет на себестоимость лицензии. И в дальнейшем с этими документами реализовывать любую поддельную трубную продукцию, не проходя никакого промежуточного контроля.
В итоге, из-за недостаточного госконтроля процедуры сертификации честные игроки на рынке теряют часть своей прибыли, а потребители находятся под риском техногенных катастроф и залатывают своими кошельками пробоины в системе контроля.
Необходимость введения изменений, ужесточающих требования к качеству поставляемой продукции, сегодня очевидно назрела. Такие поправки заставят производителя и поставщика в случае несоответствия поставленной продукции заявленным требованиям материально отвечать за это в суде. Вода и деньги перестанут утекать сквозь пальцы. Уверен, проблема решится только системными изменениями».