Глава украинского транспортного ведомства Владимир Омелян накануне не исключил отказ Киева от железнодорожного сообщения с Москвой. Соответствующее решение находится в стадии изучения. Собеседник «КоммерсантЪ» в украинском министерстве говорит, сейчас поездами в Россию из Украины и в обратном направлении ежегодно перевозятся 2 млн человек. В случае закрытия маршрутов они будут вынуждены пользоваться самолетами, которые напрямую из Украины в Россию также не летают, и автобусами.
В наибольшем выигрыше окажется авиакомпания «Белавиа», которая выполняет рейсы из украинских аэропортов в белорусские, а оттуда – в российские, и коммерческие компании, перевозящие пассажиров маршрутками и автобусами из Харькова и Сум в соседние российские области. Источники указывают, поезда в Россию могут отменить уже в конце нынешнего, либо начале будущего года. Впервые о готовности отменить железнодорожное сообщение с РФ в Киеве говорили весной прошлого года, причем Омелян поддерживал такой шаг, говоря о том, что украинцам нет необходимости ездить в Россию. Тогда же министр заявлял, что рассчитывает убедить сограждан отказаться от поездок в РФ, и приглашать российских родственников на Украину.
В российском железнодорожном ведомстве ситуацию не комментируют. Федеральная пассажирская компания, которая курирует дальнее следование, де-факто с украинского рынка ушла ранее, сегодня через территорию соседней страны следует только поезд Москва-Кишинев, все же рейсы в Россию с Украины выполняются составами «Укрзализныци». При этом на фоне общей убыточности украинского монополиста российское направление остается рентабельным. Если в среднем компания тратит на организацию перевозок в 3,3 раза больше, нежели получает от пассажиров, то только поезд «Киев-Москва», заполняемый на 77%, позволил компании заработать $5,7 млн, еще $3,6 млн принес состав, следующий в российскую столицу из Одессы.
Собеседники в украинском Мининфраструктуры говорят, единственным мотивом разрыва сообщения является политический, экономически же этот шаг обернется колоссальными убытками, на покрытие которых в бюджете ресурсов нет. Такой же прогноз делает и руководитель «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он напоминает, что сегодня билет на поезд стоит намного дешевле, нежели на самолеты с Украины в Белоруссию либо Прибалтику, а оттуда – в Россию.