Нужно признать, что местному населению просто повезло. На территории муниципалитета расположены основные активы золотодобывающей компании «Полюс», которую контролирует Сулейман Керимов. И если бы не производственные интересы крупного бизнеса, граждане, вероятно, еще долго могли бы просить власти построить им мост без особой надежды на то, что их услышат.
О необходимости строительства моста говорили не один год. Постоянную переправу, которая заменит паром, планируется построить в районе поселка Высокогорский неподалеку от города Лесосибирск. Он позволит установить автомобильное сообщение с Северо-Енисейским районом, который расположен на другом берегу Енисея. Это один из крупнейших районов края и один из самых труднодоступных. Как заявил в конце июня краевой министр транспорта Константин Димитров, проект уже готов. Его стоимость оценивается примерно в 10 млрд. рублей. Помимо основного объекта, длина которого превысит 2 км, он включает также дорожные развязки и коммуникации. Необходимо будет построить обход поселка Высокогорский и реконструировать автодороги «Енисейск – Высокогорский» и «Епишино – Северо-Енисейск». Последняя является самым проблемным объектом. Это 300 км по тайге. «Мечта экстремала», «Ад», «Путь в никуда» - как только не называют эту дорогу в соцсетях граждане, имевшие сомнительное счастье проехать по ней. Изначально трасса строилась как временная на основании из бревен. После дождей на дороге появляются участки, осилить которые не может даже вездеход. Добавьте сюда множество голодных и любопытных медведей, снующих по обочинам летом, и вы получите исчерпывающее представление о классической российской дороге, которая на протяжении всей отечественной истории была способна остановить любое иностранное вторжение.
С 2014 года уже идет работа по восстановлению отдельных участков с привлечением средств краевого бюджета и местных золотодобывающих предприятий. Потрачено несколько сот миллионов рублей, но «Мечта экстремала» не приведена в порядок и на треть. Плюс – траты на элементарное поддержание трассы в относительном порядке. Это еще около 75 млн. рублей в год. «Дорога станет полигоном отработки новых технологий. Вместо асфальта и бетона при реконструкции будут использоваться полимерные материалы. Если технические задачи удастся решить, Росавтодор обещает включить это в ГОСТы и красноярский опыт будет тиражироваться на всю страну», - заявил заместитель председателя правительства Красноярского края Юрий Лапшин.
«У нас большие сложности с транспортной доступностью территории. Три месяца в году мы фактически оторваны от материка из-за капризов Енисея. Нужен мост, нужны дороги. Мы понимаем, что в этом вопросе не обойтись без поддержки правительства РФ», - считает глава Северо-Енисейского района Ишмурат Гайнутдинов.
Мост у Высокогорского станет первым крупным инфраструктурным объектом в реализации проекта Ангаро-Енисейского кластера. Сегодня рассматриваются варианты его строительства за счет кредитных средств государственных структур и федерального бюджета. В частности, краевые чиновники заявляли, что на объект могут быть пущены средства, собранные системой «Платон». Не исключен вариант государственно-частного партнерства, хотя «Полюс» пока никак не обозначал свое намерение принять участие в строительстве непосредственно самого моста. Здесь стоит добавить, что эта компания является одним из крупнейших налогоплательщиков Красноярского края. По итогам прошлого года ее общая выручка (включая работу предприятий группы в других регионах – Иркутской области и Магадане) составила $2,7 млрд.
В последние годы строительство мостов через Енисей в Красноярском крае шло достаточно активно. В 2015 году был сдан автомобильный мост, который стал четвертым в черте города Красноярска. В 2008 году был открыт мост на глубоком обходе краевого центра. Но во всех случаях строительство шло на федеральные деньги.
В России немало отдаленных уголков, жители которых отдали бы все за элементарную возможность просто сесть на автомобиль и доехать туда, куда тебе надо без многочасового ожидания парома или опасных для жизни дорог. Например, поселок Куанда на границе Забайкальского района и Бурятии. Этой весной ледоход снес мост через реку Витим, который, хотя и считался «самым опасным в России», но давал местным жителям возможность выбраться в мир. Теперь нет и ее. Как показывает практика, для успешного решения этого вопроса нужен серьезный союзник уровня миллиардера Сулеймана Керимова.
В том же Красноярском крае с Северо-Енисейским районом граничит район Мотыгинский. Тоже труднодоступная северная территория. Предполагается, что будущий высокогорский мост будет служить также и его интересам. Сейчас, чтобы добраться до мотыгинского райцентра от Красноярска, требуется порядка 10-12 часов при расстоянии почти в 400 км. Основная проблема – необходимость переправиться на паромах сразу через три большие реки – Енисей, Ангару и Тасееву. Но чтобы проехать по будущему мосту мотыгинцам придется сделать огромный крюк в десятки километров. Потому местные активисты продолжают настаивать на строительстве и других переправ через северные реки.
«Мост через Енисей в поселке Высокогорск больше нацелен на удовлетворение нужд золотодобывающих предприятий Северо-Енисейского района. Для жителей Мотыгинского района путь через Высокогорск станет нелегким испытанием. Поэтому необходимо убеждать федеральные и региональные власти в необходимости проекта мостового сообщения Мотыгино - Красноярск через реки Ангара, Тасеева и Енисей», - заявил «Веку» экологический активист Алексей Колпаков. Ранее граждане писали письма в краевую администрацию с просьбой построить мосты хотя бы через Ангару и Тасееву. На что получили ответ, что эти планы не могут быть увязаны с какими-либо инвестиционными промышленными проектами. А это означает, что федеральная власть денег не даст. Между тем, краевой бюджет не сможет выделить средства (10-15 млрд. рублей) по причине их отсутствия, хотя краевой минтранс, безусловно, понимает, «что целесообразность строительства мостов не подвергается сомнению».