Заметим, что по сравнению с таким же периодом прошлого года продажи китайских смартфонов составили в I квартале практически половину от всего рынка. Самыми востребованными брендами на российском рынке смартфонов стали китайские Xiaomi и Realme, а также южнокорейский Samsung. За счет параллельного импорта американский Apple занял 4-е место, а китайский Tecno оказался на 5-м. По данным, полученным газетой «Коммерсант» от «М.Видео-Эльдорадо», за три месяца этого года в России было продано более 6,5 млн. смартфонов. Эти цифры как раз и свидетельствуют о том, что спрос на данный вид товаров вернулся к показателям прошлого года. При этом отмечается, что дорогие смартфоны стали менее популярными. Граждане РФ в среднем покупают смартфон, который им обходится примерно в 22 тыс. рублей, хотя год назад стоимость этого вида товаров была на 23% выше.
Между тем, как сообщает «Коммерсант», если считать продажу ноутбуков в штуках, то в I квартале она упала почти на 25%. Спрос на персональные компьютеры уменьшился на 6%. Если брать данные в денежном выражении, то оба эти сегмента сократились более чем на треть. При этом прогнозы экспертов на дальнейшее разделились. Одни уверены в том, что отечественные производители ПК и ноутбуков на рынке будут занимать значительную часть, а другие, наоборот, считают, что этому процессу помешает параллельный импорт.
Если считать продажи ноутбуков на российском рынке в натуральном выражении, то падение в I квартале составило 20%. За это время было реализовано почти 812 тыс. устройств. В денежном выражении минус составил 33%, если принять во внимание аналогичный период прошлого года. Как сообщает «Коммерсант», ссылаясь на Holodilnik.ru, больше всего снизились продажи брендов, ушедших с российского рынка, а это - HP, Acer, Asus, Dell и Apple. Продажи при этом сократились от 74% до 34%. По информации ритейлера, наибольший прирост пришелся на китайские бренды, в том числе Chuwi и ThundeRobot, увеличившие свои продажи на 100%, тайваньский Gigabyte - на 42%, Haier - на 23%.
Между тем, по данным газеты «Коммерсант», снижение продаж настольных компьютеров в I квартале составило 6%, упав до 278 тыс. устройств. В денежном выражении продажи уменьшились на 31%, опустившись до 12,1 млрд. рублей. Наибольшим образом уменьшились продажи Lenovo, HP, а также российского Depo. В результате всех произошедших перемен наиболее покупаемым стал российский iRU.
Эксперты считают, что такое падение рынка в I квартале нынешнего года объясняется ажиотажным спросом на данный вид техники в первой половине прошлого года, который был спровоцирован началом проведения СВО на Украине. Однако к осени спрос стал постепенно падать, в результате чего было отмечено затоваривание нереализованными ноутбуками. При этом надо отметить, что россияне перешли на покупку устройств, которые относятся к более низкому ценовому сегменту. Данная тенденция прослеживается как на ПК, так и на ноутбуки.
При этом эксперты отмечают и такую деталь: в настоящее время как в магазинах, так и на онлайн-площадках имеется около 40 моделей именно российских компаний. Хотя, надо признать, наиболее активный рост принадлежит китайским брендам. По мнению вице-президента производителя компьютеров Kraftway Рената Юсупова, которое приводят СМИ, рост продаж товаров данного сегмента российского происхождения связан с теми льготами, которые получили отечественные производители. Кроме того, расширились и производственные мощности. В 2022 году российские компании закупили необходимые компоненты и из-за конкуренции между собой произошло снижение цен. Как считает Юсупов, к концу нынешнего года отечественные товары этого профиля вполне способны увеличить свою долю в полтора раза. И во многом этому способствует субсидирование государством закупки нужных компонентов для их производства.
Между тем, далеко не все участники рынка настроены так оптимистично. Глава департамента закупок ШПД Merlion Олег Фоменко уверен в том, что в настоящее время уже отлажены цепочки параллельного импорта зарубежной продукции, а из-за этого продажи отечественных брендов к концу года сократятся.