Пенсионная реформа, высокие темпы инфляции и рост цен, повышение ставки НДС, общая экономическая нестабильность, падение реальных доходов россиян - эти и другие факторы в последнее время обозначили резкое снижение рейтингов доверия граждан президенту, правительству и партии власти. На этом фоне могло показаться, что «Единая Россия» мобилизует все возможные механизмы и силы для отыгрыша утраченных позиций, но реальность окрашена в другие тона.
Одной из главных проблем единороссов сегодня многие эксперты считают резкое ослабление позиций их кандидатов на региональных выборах, что впервые проявилось еще осенью минувшего года и успешно продолжается по сей день. Так, чуть более недели назад «Единую Россию» ждал еще один региональный провал: выборы мэра Усть-Илимска выиграла домохозяйка Анна Щекина, заметно опередившая единоросса и спикера городской Думы Сергея Зацепина. Эксперты сразу же связали результаты выборов в городе с протестным эффектом, отметив, что похожая ситуация складывается и в других городах и регионах.
О том, каковы перспективы дальнейшего падения рейтингов власти, в каких регионах единороссы рискуют утратить ключевые позиции, какие механизмы исправления ситуации может использовать федеральный центр, а также о диспозиции Кремля в подобных условиях «Век» поговорил с председателем партии «Яблоко» Эмилией Слабуновой.
- Какие регионы в ближайшем будущем могут стать наиболее проблемными для кандидатов от партии власти. И не станет ли число таких «проблемных» для «Единой России» регионов в ближайшем будущем критическим?
- Наиболее проблемными будут те регионы, в которых социально-экономическое развитие находится в критическом состоянии, и где губернаторы и органы власти разных уровней не добились существенных подвижек в решении проблем. Будет ли такое число проблемных регионов критическим? Оно уже критическое. Объем долга российских регионов на 1 января 2019 года составил 2,2 трлн. рублей – цифра, говорящая о многом. Высокий уровень бедности в целом по стране и в большинстве регионов за исключением только небольшой части. Особенно опасным является то, что высока напряженность на рынке труда в национальных республиках. Недавно Росстат опубликовал рейтинг регионов, где наблюдается самая высокая напряженность на рынке труда, в их числе Карачаево-Черкесская Республика, республики Тыва, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Калмыкия, Бурятия и Алтай. Причем большая часть из них – это те регионы, где осенью 2019 года состоятся выборы того или иного уровня.
Чем опасна эта ситуация? Там, где есть социально-экономические проблемы, начинают активно разыгрывать национальную карту. Причем выгодно это и действующей региональной власти, чтобы отвлечь население от социально-экономических проблем. Выгодно это и претендентам на власть, чтобы, играя на настроениях обездоленных, получить политические очки.
Все это чревато серьезными конфликтами на национальной почве, что мы и видим сейчас в Ингушетии. Такая опасность появляется и в ряде других регионов. Все это – проявление кризиса экономической политики федеральных властей во всех ее проявлениях: и бюджетной, и налоговой политик.
К сожалению, перспектив существенного или даже минимального улучшения социально-экономической ситуации в стране не просматривается.
- В отдельных случаях проблемы на местах у кандидатов-единороссов связаны не столько с их личностями, сколько с откровенным неприятием населением самой партии. На какие шаги до конца года может пойти политическая верхушка в попытках спасти ситуацию с катастрофическим падением рейтингов?
- Рейтинги ЕР падают, она явно будет использовать различные стратегии для выхода из этой ситуации: ее кандидаты будут маскироваться, идя самовыдвиженцами, будет сворачиваться возможность проведения выборов по пропорциональной или смешанной системе, то есть будет ограничиваться выдвижение по партийным спискам в пользу мажоритарной системы. А по одномандатным округам у кандидатов ЕР перспектив получить мандат больше, так как они располагают большими финансовыми ресурсами, им легче использовать и административный ресурс.
В том случае, если будет преобладать мажоритарная система выдвижения кандидатов, возможно выдвижение кандидатов ЕР от партий-спойлеров, а затем их переход во фракции ЕР, что уже продемонстрировано целым рядом примеров по итогам выборов 2018 года.
Кроме того, партия объявит какие-то громкие проекты. Например, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже поручил Минэкономразвития, Минфину и Минтруда до 15 апреля представить в правительство дополнительный комплекс мер по ускоренному развитию субъектов с низким уровнем социально-экономического благосостояния. Эти регионы названы: Калмыкия, Тыва, Мордовия, Марий-Эл, Республика Алтай, Саратовская, Курганская и Пензенская области. Следует отметить, что большая часть из названных регионов – те, где будут проходить выборы того или иного уровня. То есть явно все эти поручения даны, чтобы обещаниями снизить градус напряженности перед грядущими выборами.
Причем осенью прошедшего года федеральные органы власти уже заявляли о намерениях бороться с бедностью. Были объявлены 8 пилотных регионов: Татарстан, Приморье, Кабардино-Балкария, Нижегородская, Ивановская, Новгородская, Липецкая и Томская области. Все это идет параллельно с тем перечнем поручений, которые только что дал Медведев. Лишнее подтверждением тому, что делается это исключительно в предвыборных целях.
- К слову, в федеральном центре заметно затягивают с эффективными решениями нависшей над властью проблемы критического падения рейтингов президента, правительства и «Единой России». Нет и каких-то серьезных подвижек в деле спасения ситуации с выборами в регионах. Нельзя ли говорить о том, что в Кремле решили отпустить ситуацию и с головой погрузиться в решение проблемы, о которой сегодня говорят почти на каждом углу - речь идет о разработке механизма сохранения Путина у власти?
- Системный кризис вызревает долго, обрушение же происходит очень быстро. В Кремле не знают, за что хвататься: то ли за борьбу с бедностью, то ли за аварийное жилье, то ли за снижение смертности и охрану здоровья или за разбитые дороги.
Объявляют новые национальные проекты, не выполнив предыдущие обещания. Происходит это потому, что главная цель – не благополучие граждан страны, а самосохранение у власти. Поэтому все внимание сейчас, конечно, сконцентрировано на сценарии транзита власти. Под это явно собираются трансформировать и партийную систему.
Гражданам в это время дают мало чем подкрепленные обещания, а международному окружению демонстрируют кадры испытаний новых видов вооружений. Ситуация эта опасна тем, что власти становится выгодна война.