В регионах перестают открывать новые торговые центры

В 2017 году в регионах России может быть введен рекордно низкий объем торговых площадей — менее 700 тыс. кв. м. Девелоперы уходят из регионов из-за снижения активности покупателей и ритейлеров: в то время как первые все реже заглядывают в торговые центры, вторые все чаще задумываются о сокращении количества и площади магазинов.

В нынешнем году в субъектах федерации ожидается ввод в эксплуатацию торговых центров и заведений площадью 698 тыс. кв.м, что на четверть уступает данным 2016 года, и является самой скромной цифрой, начиная с 2007 года, прогнозируют аналитики компании «Магазин магазинов». С пессимистическим прогнозом солидарна аналитик отдела исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова. По ее подсчетам, в российских регионах откроют двери торговые объекты суммарной площадью 700 тыс. кв.м. Последний раз сопоставимый показатель фиксировался в 2009 году, но тогда в субъектах запустили центры площадью более 822 тыс. кв.м. Еще скромнее прогноз агентства CBRE. Там полагают, что девелоперы сдадут не более 542 тыс. кв. м торговых площадей. Обвал по сравнению с 2016 годом в этом случае составит 37%.

Падение в сегменте торговой недвижимости в субъектах началось три года назад. В 2014 году площадь сданных торговых центров составила 1,88 млн кв.м, но уже в следующем году падение составило 45%, а в 2016 году – еще 12%. В списке регионов, где торговые площади возводятся достаточно активно, остаются Курск, Новосибирск, Барнаул и Красноярск. Там планируется сдача в эксплуатацию центров площадью от 45 тыс. кв. м до 105 тыс. кв.м.

По словам главы направления "Торговые центры" "Магазина магазинов" Дианы Зазнобиной, в крупных городах возведение коммерческих площадей продолжается в объемах, сопоставимых с докризисными. Зато из маленьких городов девелоперы массово уходят, опасаясь не продать возведенные помещения. Если в 2015 году на города с населением до 300 тыс. жителей пришлось 19% сданных торговых площадей, то в прошлом году – всего 9%. На средние города, в которых проживает от 300 тыс. до 500 тыс. человек, приходится 13% новых торгцентров вместо 15% год назад.

Реклама на веке

Напротив, доля мегаполисов увеличивается. На Москву пришлось 38% введенных в стране торговых площадей, что на 12% больше, чем годом ранее, на Питер – 5% вместо 2%. Директор департамента консалтинга, аналитики и оценки S. A. Ricci Александр Морозов* подтверждает, застройщики столкнулись с падением спроса на новые площади со стороны ритейлеров. Последние минимизируют как число магазинов в глубинке, так и площадь, занимаемую одной торговой точкой.

*
Александр Морозов внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
ЕСПЧ обязал РФ выплатить €2,96 млн по делу о теракте в Беслане Перед выборами-2018 россиянам предложат дискуссию об образе страны