Согласно выводам аналитиков, в зоне риска находятся «предприятия, не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнеса в других странах БРИК». Под угрозой также могут оказаться участники рынка, относительно недавно запустившие производства.
Напомним, что в прошлом году российский рынок покинула американская General Motors. Как заявил президент компании GM Дэн Амманн, данное решение позволяет избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой.
Кроме того, на Дальнем Востоке была заморожена сборка китайских SsangYong и Toyota Land Cruiser Prado.
Если, как ранее прогнозировали эксперты, к 2020 году продажи на отечественном авторынке должны были достигнуть отметки в 3,5–4 млн. машин в год по сравнению с 1,5 млн. по итогам прошлого года, то сейчас базовый сценарий предполагает уровень продаж в объеме 1,9 млн. машин.
Падение продаж на внутреннем рынке продолжается уже четвертый год. После того, как россияне приобрели в 2012 году рекордное количество новых автомобилей - 2,8 млн. машин – объемы продаж неуклонно сокращаются. Российские автозаводы, в общей сложности способные ежегодно выпускать более 3 млн. машин, на полную мощность не работают и несут убытки. В сложившихся условиях, убеждены эксперты, ждать роста рынка не стоит, и поэтому автопроизводителям следует перепрофилировать избыточные мощности.
В «ВТБ Капитале» допускают, что в ближайшие год-два может быть законсервирован целый ряд автозаводов в России. В то же время главный редактор «АвтоБизнесРевю» Сергей Баранов не исключает, что некоторые производства могут быть свернуты уже в этом году, причем, как в легковом, так и в грузовом сегменте.
В Минпромторге подобные апокалиптические прогнозы называют ошибочными. В ведомстве более вероятным считают постепенное восстановление авторынка, которое начнется уже в ближайшее время. Воздержавшись от конкретных прогнозов, там отметили, что экспорт может помочь сохранить всех основных автопроизводителей в РФ.
BCG также считает необходимым агрессивно наращивать экспорт. При этом ориентироваться там предлагают на страны дальнего зарубежья. В качестве основных направлений, которые стоит рассматривать, называются Ближнй Восток и Африка. Отдельные модели можно поставлять даже в Европу.
По словам представителя Минпромторга, для агрессивного развития экспорта у российских производителей имеются необходимые «фундаментальные факторы». В частности, валютные преимущества и уровень развития автопредприятий, которые могут производить конкурентоспособную продукцию.
На сегодняшний день едва ли не единственным работающим на полную мощность заводом является «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Руководство предприятия уверяет, что не намерено сбавлять обороты и планов по агрессивному развитию экспорта у компании нет.
В начале года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отмечал, что без поддержки правительства российский автопром в этом году не сможет показать результаты, которых от него ждут. Ранее чиновники поясняли, что программа господдержки отрасли позволит сохранить производство автомобилей на уровне прошлого года. В 2015 году, согласно данным Росстата, выпуск легковых машин, к примеру, упал почти на 30%, составив 1,2 млн. автомобилей.