В ходе операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда

В ходе операции «Искра» была прорвана блокада Ленинграда
Фото: http://spbcult.ru
80 лет назад, в январские дни 1943 года, Красная армия начала операцию «Искра» по прорыву блокады Ленинграда. После мощной артподготовки ударные группировки Волховского и Ленинградского фронтов, 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление.

Положение окруженного фашистами города в те дни оставалось крайне сложным. Главное, что Балтийский флот и Ленинградский фронт были изолированы от остальных сил Красной армии. Кроме того, части 18-й немецкой армии по-прежнему занимали шлиссельбургско-синявинский выступ, то есть самый короткий путь между Волховским и Ленинградским фронтами.

Блокада Ленинграда является одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны. 872 дня, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, нацисты подвергали его жителей и защитников артиллерийским обстрелам и бомбежкам. Отметим, что попытки деблокады Ленинграда были предприняты Красной армией в 1942 году, но тогда Синявинская и Любанская наступательные операции, к сожалению, успеха не принесли.

Самым голодным периодом в блокадном Ленинграде были дни с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Запасов продовольствия в городе почти не осталось, а поставки блокировались врагом. Тогда была серьезно урезана норма выдачи хлеба: солдатам, которые сражались на передовой, выдавалось по 500 граммов в день, рабочим горячих цехов - по 375 граммов, остальным труженикам - по 250 граммов, а служащим, иждивенцам и детям выделялось всего по 125 граммов.

Реклама на веке

Зимой 1942 - 1943 годов положение жителей города на Неве было лучше, чем предыдущей зимой, более того, часть ленинградцев даже имела повышенную норму продовольствия по сравнению с общесоюзной. В то время Ленинград снабжался необходимыми продуктами и товарами по так называемой дороге жизни, пролегающей по льду Ладожского озера, которая возобновила свою работу в декабре. Кроме того, на льду озера даже удалось соорудить 35-километровую железнодорожную ветку. Тогда для этого днем и ночью под непрерывными обстрелами в дно Ладоги через каждые два метра забивали длинные сваи, на которые устанавливались шпалы и рельсы.

Советским войскам противостояла входившая в состав группы армий «Север» 18-я немецкая армия, включавшая 4 армейских корпуса и до 26 дивизий. Как раз на самом опасном для себя направлении, шлиссельбургско-синявинском выступе, враг организовал наиболее мощную оборону и выставил плотную группировку.

Ситуация для воинских соединений Красной армии усугублялась тем, что это была лесисто-болотистая местность, где до войны велись торфоразработки, изрезанные глубокими канавами и дополнительно укрепленные древесно-земляными, торфяными и ледяными валами. То есть данная территория была непроходимой и для бронетехники, и для тяжелой артиллерии.

Каждый населенный пункт в районе предстоящей операции был превращен захватчиками в опорный, подготовленный к круговой обороне. Все позиции были защищены минными полями, проволочными заграждениями и дотами.

И вот 12 января 1943 года после массированной артиллерийской подготовки Красная армия начала штурм этих позиций. Кроме того, соединениям Ленинградского фронта по льду Невы нужно было пройти 600-700 метров открытого пространства, после чего преодолеть крутой обледенелый и опять же очень хорошо укрепленный противоположный берег.

Враг оказывал ожесточенное сопротивление, более того, неоднократно переходил в контратаки. В связи с этим 13 и 14 января советское командование было вынужденно ввести в бой резервные части. Началось медленное, но верное продвижение вперед. Красноармейцы блокировали фашистскую группировку у Шлиссельбурга, между тем, враг подтягивал все новые части, которые с ходу вступали в бой. Однако остановить стремительный прорыв Красной армии им не удалось, и утром 18 января произошло долгожданное воссоединение Волховского и Ленинградского фронтов, тем самым было разорвано кольцо смертельной блокады вокруг Ленинграда.

Это означало, что наконец-то был пробит коридор, который соединял город на Неве со всей страной. По сути, это и был пик ожесточенных боев на шлиссельбургско-синявинском выступе, которые шли здесь с 1941 года, тот долгожданный переломный момент в битве за Ленинград.

Тогда же Красная армия выбила немцев из Шлиссельбурга, зачистила южный берег Ладоги, тем самым расширив пробитый коридор, и уже единым фронтом развернулась на юго-запад в направлении укрепленных и, казалось бы, неприступных Синявинских высот.

Да, с ходу их взять не удалось, как не получилось и продвинуться к Кировской железной дороге. Дело в том, что советские войска понесли большие потери и были измотаны боями, а боеприпасы уже подходили к концу. Так что соединения 67-й и 2-й ударной армий после нескольких неудачных попыток штурма перешли к обороне, тем самым удерживая сухопутный коридор.

И вот спустя всего три недели по этому коридору в Ленинград пошли первые поезда, которые доставляли в город продовольствие и боеприпасы. Примечательно, что в рекордно короткие сроки для этого была построена новая 33-километровая железнодорожная ветка с мостом через Неву.

К сожалению, безвозвратные потери Красной армии в ходе проведения операции «Искра» составили 33 940 человек, были ранены 81 142 человека. Вечная память нашим героям!

Реклама на веке
МЭА ожидает резкого роста производства чистой энергетики, поскольку мир вступает в «новую индустриальную эпоху» Назначение нового командующего войсками свидетельствует о решительности Путина добиваться победы на Украине
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются