Американская администрация допускает введение повышенных пошлин на продукцию из стран Евросоюза в качестве реакции на поддержку сообществом авиационных предприятий. О подготовке пакета торговых ограничений сообщил на портале торгового представительства США его руководитель Роберт Лайтхайзер, сославшийся на заключение Всемирной торговой организации, которая ранее констатировала отрицательное влияние на американскую промышленность субсидий, выделяемых Евросоюзом корпорации Airbus. Поскольку практика дотирования корпорации не была пересмотрена, торговое представительство США приступило к подготовке перечня товаров, производимых в государствах Евросоюза, поставки которых на американский рынок могут быть обложены заградительными пошлинами. Последние будут оставаться в силе до аннуляции субсидий, выделяемых корпорации Airbus.
В торгпредстве США огласили ориентировочный список продукции, на которую могут быть введены пошлины. Это изделия гражданской авиации, включая технику Airbus, узлы и агрегаты к самолетам, а также обширный список продовольствия. Это филе красной рыбы, сыры, оливковое масло, соки, вино, джемы и другие наименования. Из непродовольственных наименований в список попали ковры. Как ожидается, в наибольшей мере пошлины ощутят британские, французские, немецкие и испанские производители, поставляющие указанную продукцию на рынок США.
Отметим, что спор на площадке ВТО между Boeing и Airbus продолжается с 2004 года. Весной 2018 года Апелляционная комиссия торговой организации окончательно утвердила вердикт о незаконном предоставлении Брюсселем преференций французскому гиганту авиастроения. Истцом по делу выступал Boeing. Согласно правилам Всемирной торговой организации, США как пострадавшая сторона имеют право ввести ответные пошлины на продукцию стороны-нарушителя. Чтобы заградительные пошлины были признаны адекватными нанесенному интересам США ущербу, пакет должна будет одобрить ВТО.
Во французском концерне претензии считают необоснованными, подчеркивая, что Boeing является монополистом в сегменте как средне- так и дальнемагистральных пассажирских самолетов. Американская компания получает 50% мирового заказа и не могла понести какие-либо потери от получения Airbus льготных кредитов, подчеркнул генеральный директор Airbus Том Эндерс. США, в свою очередь, настаивают на том, что субсидирование французского концерна приводит к убыткам американской экономики на сумму $7-10 млрд. ежегодно.
Пошлины на европейское продовольствие, самолеты и комплектующие к ним станут не первым наступательным шагом администрации Трампа в торговой сфере. К кардинальным мерам в экономическом сотрудничестве с другими странами Вашингтон прибегает с 2018 года, когда была развязана торговая война с Китаем, длящаяся по сей день. Стимулом для Белого дома стал неутешительный американский торговый баланс, дефицит которого по итогам 2017 года увеличился на 12,1% и достиг $566 млрд. Тогда американские компании смогли экспортировать продукцию стоимостью $2,3 трлн., в то время как зарубежные поставки на рынок США достигли $2,9 трлн., напоминает ТАСС.
Наибольшее доминирование импорта над экспортом наблюдается в товарообороте США с Китаем, ЕС, Мексикой и Японией. В частности, поставки китайской продукции оказались на $375,2 млрд. выше стоимости экспорта из США в КНР. Трамп неоднократно заявлял, что превалирование импорта над экспортом не позволяет создавать в Америке новые рабочие места и увеличивать фискальные поступления. Примечательно, что сокращение дефицита торгового баланса стало одним из трех ключевых пунктов экономического блока предвыборной программы Трампа. Обещания уменьшить налоги и ограничения на добычу энергоресурсов хозяин Белого дома уже выполнил.
Среди импортных товаров, которые Трамп обложил повышенными пошлинами в первую очередь, оказались солнечные батареи и стиральные машины. Основным поставщиком этой продукции является Южная Корея, в то время как она производится и в самих США. А с 1 июня прошлого года вступили в силу пошлины США на сталь и алюминий из стран Евросоюза, Мексики и Канады, которые составили соответственно 25% и 10% от стоимости партий. В рамках же торговой войны с Пекином Вашингтон ввел дополнительные пошлины на сотни наименований продукции. В ответ Китай предпринял зеркальные шаги.
Торговые войны Трампа уже мало чем отличаются от санкционного противостояния США с Россией. Не церемонясь, Вашингтон продавливает свои интересы, объявляя санкции Турции и Египту за покупку российского оружия, чего не случалось даже во времена «холодной войны», или торговые войны даже своим союзникам, откровенно требуя приоритета для американских производителей. Впрочем, даже американские сенаторы стали уставать от подобной агрессивной политики Белого дома, начиная понимать, что она оборачивается убытками для экономики США.