Логистика у всех одна. Хозяевам стали не нужны. Сами добрели с гор и равнин до города.
Коровы - священные животные в Индии и Непале. Трогать нельзя. А отношение как прокаженным. Буренка перестала нести молоко - вон со двора. Бычок помог выполнить репродуктивную функцию - вон со двора. Больше не нужен. Так здесь принято. И идут бычки куда глаза глядят, куда кривая выведет. Выводит всегда на огни большого города.
Перед Новым годом парламент Непала (Национальный Конгресс) принял решение - налагать большие штрафы на тех, кто прогоняет животных. Введут уполномоченных, которые будут ходить по дворам и считать - не похудело ли стадо, все ли святые на месте?
Но диллема - что с ними делать? Содержать себе в убыток? Кто станет? Продавать в Бангладеш, где буренка лишена ореола святости и где говядину религия (ислам) приемлет? Нельзя, закон запрещает, это уже контрабанда. И опять же нельзя из-за святости. Тупик. И боюсь, так и будут эти несвятые святые бродить по городам и весям Непальщины, понурив головы, опустив рога. И будут туристы слать домой экзотические фотки - смотрите, как у них чудно'. Закон, даже строгий, религии не указ. Издержки святости...
Вот - живая иллюстрация к детским строчкам Агнии Барто: "Идет бычок, качается, вздыхает на ходу". Действительно качается (в Катманду, по дороге в индусский храм Пашупатинатх), действительно вздыхает. О чём? Благодарит за судьбу Брахму - создателя Вселенной? Или божество Вишну - хранителя Вселенной? Не уверен, что бычку сейчас вообще дело есть до богов. В пагоде люди. Они поднесут. Не оставят в беде. Людям тоже знакомо чувство голода.
Агния Барто, кстати, писала об игрушечном бычке. А как в строку пришлось в Катманду...
Непальским водителям не позавидуешь. Лобовая встреча с коровой на дороге сулит тяжелые правовые последствия. Если животное погибнет от столкновения - наказание 20 лет тюрьмы. И не докажешь, что бодатая сама вышла на дорогу и полезла на рожон. У нее железное алиби - скорость ее передвижения по дороге всегда ниже. Коровы знают об этой юридической дефиниции и смело идут вдоль шумных трасс. Других в Непале нет. Святость дает коровам очевидные привилегии на дорогах. Хоть в чем-то, хоть где-то...
Хотя эта трасса в Покхаре (200 км от Катманду) - не шумная. 1 января 2020. Бычки вышли на новогодний променад. Улицу перекрыли для праздничных шествий. Машин мало. Угрозы жизни нет.
Какие слова нашла бы юная защитница природы Грета Тунберг, если бы увидела эту буренку на площади Дурбар в Непале? Жующую картон, облизывающую объедки шершавым языком. Была бы так же проникновенна, как с трибуны ООН в Нью Йорке?
Впрочем, я градус пафоса снижу. Если не на площадь, если не на публичный подиум, если не под фотокамеры и объективы, то какая у бесплодной коровы в Непале альтернатива? Как у нас, христиан, - под нож? Не прожив отмерянный природой срок? И тогда что лучше? Вольная воля или смерть на миру? Да еще на каком миру? Под дикий рев и стон несчастных соплеменниц, приговоренных в расход, к разделу - на огузок, на филей, на бедро, на голяшку?
Уже задумался. Засомневался. Со своим уставом полез в чужой монастырь. Может, и не стоило. Но и пройти мимо явления - как?
Больно печальны глаза непальских коров, больно безутешны их позы. Больно немы их уста. Какое сердце не дрогнет, не отзовется сочувственной строкой...