Василий Устюжанин: Судьба атеиста

Василий Устюжанин: Судьба атеиста
Фото: http://www.facebook.com
Ленина обидеть нынче может каждый. Не ответит. Ну и заслужил, конечно. В свое время он сам обижал миллионы - жутко, дико, без всякой пощады. Но время затягивает любые раны. Даже самые кровавые. И происходит коррекция зрения. Неизбежная. Как со мной случилась в эти выходные в Туле.

Вот этот памятник на центральной площади /см фото 1/ сначала прошел мимо моего внимания. Ну стоит и стоит на фоне флагов, перед типовой коробкой областной администрации - бывшего Дома Советов. Таких изваяний в каждом областном центре - минимум по одному. Максимум - бессчетно. С рукой то протянутой, то опущенной, почти по-фраерски, в карман, то с кепкой в руке, то на голове, то в позе Сократа, то в позе Наполеона. Ощущение, что отливались бронзовые чурки на одном заводе, с одной формы. Вот и в Туле такой - серийный.

Так подумал я. Ан нет. Залез в инет и узнал, что есть у тульского Ленина группа авторов. Архитектор, скульптор, инженер. И что судьба у памятника непростая. Ставился аж 15 лет. Очередь в 60-е на монументального вождя стояла большая. Восьмиметровую модель архитектор разработал еще в 68-м. Отливать формы повезли в Минск, как раз из-за загруженности ближайших предприятий. Но вот незадача. По дороге отвалились рука, нога и ботинок. Делать нечего, пришлось архитектору ехать в Минск и восстанавливать поврежденные элементы.

15 лет ушло на доделку. Только в 83-м торжественно сняли покрывало с постамента. На нем Ленин с кепкой в левой руке, правая - в кармане, сам в позе Наполеона. Все чин чином - выдержана фигура без идеологических и композиционных отклонений.

Реклама на веке

История хоть забавная, но не исключительная, а даже типичная для тех лет. Долгострои - вообще примета 70-80-х. Плановая экономика давала сбои по всем направлениям. Даже там, где их, казалось, быть не должно категорически. Но экономические законы не обманешь. В данном случае Ленин бронзовый стал жертвой и заложником Ленина живого. Живой-то образец убеждал, что социализм обеспечит потребности каждого и в полном объеме. В Туле не задалось.

В общем, повторюсь, случилась типовая история для тех застойных лет.

А вот нетиповой для меня её сделал ... ракурс, с которого я нечаянно увидел памятник. Подошел слева, навел смартфон - в кадре вождь и Успенский собор. Подошел сбоку - в объективе Ленин и Преображенский собор. Подошел сзади - вообще четыре храма в кадре. Что за напасть? Сам Ильич скорее всего в гробу бы перевернулся от такого соседства. Известна его лютая ненависть к попам и к церкви. "Сволочь идеалистическая" - самое мягкое и самое раннее из его высказываний. Потом были такие, что хоть цензуру вводи, скулы сводит.

Василий Устюжанин: Судьба атеиста

Вот в таком ракурсе - Ильич грозен, фактурен, монументален. И только.

Василий Устюжанин: Судьба атеиста

Вот здесь уже Ленин-памятник уже вписывается в объемное пространство. И пальтишко смотрится. И даже бородка. Хочется остановить взгляд. А соседство с Успенским собором создает вообще некое благолепие.

Василий Устюжанин: Судьба атеиста

Сменил ракурс объектива смартфона - и в кадре уже два храма и Ленин. Совсем близко к гармонии.

Василий Устюжанин: Судьба атеиста

Зашел за спину. И чудо преображения - четыре храма в кадре. Один из них - Преображенский собор! И к нему обращен взор главного атеиста мировой истории Какой-то высший знак есть в этой случайной композиции. То, против чего Ленин боролся, то, что призывал уничтожить - вернулось к нему красотой. Комментировать даже побаиваюсь. Могу далеко в оценках зайти.

Хотя по рождению-то Ленин не был нехристем. Крещен в Никольской церкви Симбирска. Известны имена и священников, совершивших обряд, и крестных. Правда, возразить против обряда младенец никак не мог. Было ему всего шесть дней от роду. Но Закон Божий в гимназии сдал на пятерку - уже осознанно. А вот вырос, в университет пошел, стал читать Маркса и Каутского - и перещелкнуло что-то в мозгах. Понесло в богоборчество.

Потому и хоронили хулителя не по христиански - без обрядов, без отпевания. Как и сам бы пожелал. А упокоили... все равно по-православному канону. Как выразился Путин "коммунисты грамотно это сделали". Отпевать не стали, но мощи раба Божия /все мы в конце концов его рабы, а уж тем более крещеные/ сохранили нетленными. Как православные - мощи Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Только мои идейные предшественники /в коммунизм я в юности искренне веровал/ ленинские останки выставили в широкий и открытый доступ - в мавзолейный склеп. И место саркофагу выбрали намоленное, святое для всякого русского сердца - Кремль. Красная площадь. В окружении храмов. Рядом собор тезки моего - Василия Блаженного, Успенский Собор, где покоится прах первых русских царей и метрополитов, Архангельский собор с мощами святых. Всех, против кого так отчаянно Ленин боролся. Да, незавидна и терниста участь прото-атеиста. Прото - в смысле одержимого, беззаветного врага церкви. Упокоиться - и то проблема.

И вот о чем подумал я, разглядывая случайные фотокадры. А может, то знак? Ленин и выросшие за ним и сбоку храмы? Бог бережет Россию, пока не рушим памятники. Начали в 20-е крушить - и полилась кровь и рухнуло государство. Продолжили в начале 90-х крушить - и полилась кровь, и трещины пошли по основанию. Остановили беспамятство - и вернулись к нормальной жизни. Фундамент снова окреп. Жизнь в стране успокоилась.

Не памятники сейчас важное.

Даже если они символы. А понимание символов. Мы-то все уже понимаем, что не свят Ленин. Даже ужасен в своих деяних. Обстоятельства роковые его таким сделали. И он эти обстоятельства делал роковыми. Потому ужасен, и потому велик. Он главное лицо той эпохи. Наши предки - по уму ли, по святости ли, по неразумению ли, но решили сохранить память об эпохе и ее вожде вот так. В монументах, в мавзолее, в мемориальных комплексах. Бог им судья. Надо уважить их выбор. И понять трагическое величие тех лет. Для кого-то страшных, для кого-то возвышенных. А благоговейный трепет и почитание оставить каждому в личное усмотрение.

И верующие в Христа, и правоверные атеисты имеют право на свои символы. Предметные.

Я их и увидел в тульских кадрах. Если вглядеться в кадры внимательней, и при этом не грозным прищуром, не с надутыми щеками и сомкнутыми губами, без идейных шор и вехтозаветной ортодоксии, а с легкой улыбкой, то можно увидеть - некая гармония есть в этом цельном пространстве. Есть воздух, симметрия, перспектива.

И никому ведь не плохо от этой гармонии. Мне точно не было плохо. Да это и понятно, раз решил поделиться тульским открытием.

Реклама на веке
Саратовский министр заявила, что можно прожить на 3,5 тысячи рублей Шеф-бранч в ресторане «Турандот»