В 1940-х США создали невероятный Vought XF5U — дискообразный истребитель, взлетающий почти вертикально. Почему этот «Летающий блин» так и не пошёл в серию?
В истории авиации было множество смелых экспериментов, но немногие проекты выглядели так необычно, как Vought XF5U Flying Flapjack — «Летающий блин», разработанный в годы Второй мировой войны. Этот самолёт с круглым крылом мог перевернуть представления о воздушном бое, но стал жертвой времени и политики.
От прототипа V-173 к боевому «Блину»
Идея дискообразного самолёта принадлежала инженеру Чарльзу Циммерману. Первый прототип, V-173, совершил полёт в 1942 году. При весе всего 1211 кг он мог взлетать с полосы длиной 61 метр, а его скорость сваливания составляла 32 км/ч — почти как у вертолёта.
Испытывали его не только военные лётчики, но и легендарный Чарльз Линдберг, первым перелетевший Атлантику. Самолёт поражал манёвренностью и устойчивостью, но имел проблемы с управляемостью на малых скоростях.
В 1944 году ВМС США заказали боевую версию — XF5U. Он был крупнее, оснащён двумя 2300-сильными двигателями Pratt & Whitney и мог нести вооружение: четыре пулемёта или пушки, а также бомбы.
Невероятные характеристики и фатальные недостатки
Расчётные данные XF5U звучали фантастически:
- Максимальная скорость — до 885 км/ч (близко к звуковому барьеру!).
- Взлёт с 91 метра даже в безветрие.
- Потолок — 9750 метров.
- Катапультное кресло, спасающее пилота от огромных винтов.
Но проект преследовали проблемы:
- Вибрации силовой установки.
- Огромные размеры (размах крыла — 9,85 м), затруднявшие транспортировку.
- Появление реактивных двигателей, сделавших поршневые машины устаревшими.
Загадочный конец и наследие
В 1947 году проект закрыли. Единственный прототип приказали уничтожить — якобы из-за опасений, что Конгресс сократит финансирование авианосцев. Интересно, что крылья оказались настолько прочными, что их не смогли разбить даже отбойным молотком!
V-173 уцелел и сегодня выставлен в Музее авиации в Далласе. А технологии «Блина» повлияли на разработку самолётов вертикального взлёта, таких как Convair XFY Pogo.
Летающая тарелка или прорыв?
Из-за своей формы XF5U породил слухи о связи с НЛО. Некоторые считают, что правительство США намеренно раздувало тему «летающих тарелок», чтобы скрыть испытания экспериментальных машин.
XF5U так и не стал боевым самолётом, но остался символом смелых инженерных решений. Сегодня о нём напоминают лишь модели да архивные фото — но кто знает, может, однажды идея Циммермана возродится в новых проектах?
История «Летающего Блина» — это история гения, опередившего время, но проигравшего обстоятельствам.