Как сообщил глава Союза Александр Ачкасов, данную инициативу планируется обсудить на встрече с главой ГИБДД Виктором Ниловым, которая запланирована на начало марта. Кроме временного водительского удостоверения автошколы предлагают ввести ограничения по скоростному режиму для новичков, а также перевозке пассажиров, езде в темное время суток и по автомагистралям.
Также предлагается вменить в обязанность водителям возить с собой медсправки, которые нужно будет предъявлять автоинспекторам в случае необходимости. Формально обновлять справку водители должны ежегодно, однако в настоящее время она требуется по факту лишь при получении и замене прав, то есть раз в 10 лет.
По словам Ачкасова, все ограничения должны отвечать соображениям безопасности, быть обоснованными, понятными для водителей-новичков и легко контролируемыми. Также, по его словам, требуется проработать механизм обмена временного водительского удостоверения на постоянное с учетом нарушений, которые допустил водитель. При этом основным критерием должна стать их потенциальная опасность для окружающих.
Как отметил Ачкасов, начинающий водитель сам должен быть заинтересован в осторожной езде, чтобы по окончании испытательного срока получить постоянное водительское удостоверение, а не отправиться вновь в автошколу для повторного прохождения курса и сдачи экзаменов.
В Союзе автошкол также считают целесообразным изменить программы обучения будущих водителей и порядок сдачи экзаменов. Там отметили, что в России экзамен принимается по устаревшей форме, когда за отдельные ошибки начисляются штрафные баллы. В то же время в странах с высокой безопасностью на дорогах оценивается умение ориентироваться в дорожной ситуации и принимать уверенные решения.
С целью исправления ситуации в САМе предлагают ввести в программу ознакомление учащихся с наиболее распространенными аварийными ситуациями, а также путями их предотвращения. При сдаче вождения предлагается проверять в первую очередь способность своевременно замечать опасность на дороге, правильно выбирать скоростной режим и формировать безопасное пространство вокруг своего автомобиля. Отмечается, что аналогичная методика была внедрена в 2002 году в Великобритании и была признана эффективной: число погибших в ДТП к 2013 году снизилось на 53,5%.
По словам экспертов, если глава ГИБДД поддержит инициативу автошкол, то в ближайшее время начнется подготовка поправок в нормативные акты, которая может завершиться уже к концу года.
В октябре главный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе выступил с инициативой, предусматривающей увеличение возраста получения водительских прав. По его мнению, с текущих 18 лет возраст следует поднять до 21 года. Свою позицию он пояснил тем, что у молодых людей притуплено чувство опасности. Несколько недель спустя в ГИБДД сообщили о планах введения психологического теста для автомобилистов аналогичного «тесту на идиота», который проводится в Германии. Как отмечали в дорожной полиции, проходить его будут водители, которых неоднократно привлекали к ответственности за пьяное вождение.
В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает введение новой категории прав для граждан от 16 до 18 лет.
В соответствии с нормами действующего законодательства гражданин России может получить водительское удостоверение, дающее право управлять легковым автомобилем и мотоциклом, с 18 лет после успешной сдачи экзамена на вождение, который состоит из теоретической и практической частей.